Профессиональная социализация иностранных студентов: проблемы и противоречия

Журнал «KANT» №1(34) 2020 [стр. 330]

Авторы: Соловцова Ирина Афанасьевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Педагогики, Малахова Виктория Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Педагогики, Терещенко Татьяна Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Русского языка как иностранного, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград

Ключевые слова: профессиональная социализация; профессиональная реадаптация; иностранные студенты; инокультурная образовательная среда; гуманитарная педагогическая парадигма; диалог культур.

* Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Волгоградской области, проект №19-413-340011 "Региональная модель профессиональной социализации иностранных студентов на основе диалога культур".
В статье профессиональная социализация иностранных студентов рассматривается с позиций гуманитарной педагогической парадигмы, в центре которой – положение о ценностной, диалогической природе образовательного процесса. Рассмотрены два аспекта профессиональной социализации иностранных студентов на этапе получения профессионального образования в российском вузе: адаптация к образовательным условиям российского вуза и присвоение ценностей, овладение знаниями, умениями, формами поведения, необходимыми для успешного осуществления профессиональной деятельности. На основании теоретического анализа и результатов проведённого на базе Волгоградского государственного педагогического университета эмпирического исследования выделены две группы проблем профессиональной социализации иностранных студентов – теоретико-методологические, связанные с недостаточной разработанностью теоретико-методологических оснований исследования процесса профессиональной социализации с позиций ценностных, диалогических основ данного процесса, и практические (проблема организации профессиональной социализации иностранных студентов на основе диалога культур, проблема подготовки иностранных студентов к профессиональной реадаптации).

скачать

Литература:
1. Авдонина Д.С., Бочкарёва Ю.В., Булганина С.В. Проблемы адаптации иностранных студентов в российских вузах // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. – С. 48-53. 2. Арендачук И.В. Профессиональная социализация личности студента вуза в контексте диахронического подхода // Известия Саратовского университета. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – Вып. 4(8). – С. 348-353. 3. Гез Т.А., Старикова В.О. Иностранные студенты, мигрирующие в Россию: проблемы адаптации и способы их решения // Студенческий электронный научный журнал. 2018. № 1(21). URL: https://sibac.info/journal/student/21/94315 (дата обращения: 02.08.2019). 4. Гладуш А.Д., Трофимова Г.Н., Филиппов В.М. Социально-культурная адаптация иностранных граждан к условиям обучения и проживания в России. – М. : РУДН, 2008. – 146 с. 5. Клименко В.А. Профессиональная социализация студентов: структурно-функциональная модель // Социологический альманах. – 2012. – Вып. 3. – С. 92 102. 6. Колесникова И.А. Глобальное образование: тенденции развития и риски // Классический университет в пространстве трансграничности на Севере Европы: стратегия инновационного развития. – Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2014. – С. 163-166. 7. Кучмиева С.И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе. – Волгоград : Принтерра, 2007. – 240 с. 8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Смысл, Academia, 2005. – 304 с. 9. Малахова В.Г. Понимание в контексте ценностей и смыслов профессионального педагогического образования // Актуальные проблемы истории, философии и языкознания: материалы Международной научной конференции (26 июня 2017 года). – М. : Московский Политех, 2017. – С. 179-188. 10. Понарина Н.Н. Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем // Общество: социология, психология, педагогика. – 2012. № 1. – С. 42-46. 11. Соловцова И.А. Профессиональная социализация иностранных студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: преодоление дидактических барьеров // Известия ВГПУ. – 2018. № 6(129). – С. 13 18. 12. Солянкина Л.Е. Формирование навыков профессиональной адаптации у студента в условиях вузовской подготовки // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. № 3(126). – С. 13 16. 13. Социология молодёжи. Электронная энциклопедия / под ред. В.А. Лукова // URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/209-socializaciya-professionalnaya.html (дата обращения 10.04.2018). 14. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. – СПб., 2000. 15. Терещенко Т.М., Овсянникова И.Г. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Известия Волгоградского государственного социально-педагогического университета. – 2018. – № 3 (126). – С. 41-46. 16. Тюрина Н. А., Фадина А. Г. Толерантность общества как условие успешной социальной адаптации иностранных студентов // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – Т. 1. – № 2 (3). – С. 343-346. 17. Югфельд Е.А. Проблема профессиональной социализации студентов: современный аспект // Интернет-журнал "Мир науки". – 2015. №3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN315.pdf (дата обращения 10.08.2019). 18. Andriyanova E.A., Chernyshkov D.V., Kuznetsova M.N., Gorshenina V.I. On Temporary Foundations of the Professional Socialization of the College Students // Международный научно-исследовательский журнал. Социологические науки. 2016. Вып. 7(49). – Ч. 1. С. 84-86. 19. Barretti A.M. Professional Socialization of Undergraduate Social Work Students // Journal of Social Work Education. – 2004. Vol. 40. – № 2 (P. 255-283. 20. Dinmohammadi M.R., Peyrovi H, Mehrdad N. Professional socialization of Iranian BSN students: a grounded theory study // J Caring Sci. – 2017. – №6(4). – P. 359-69. 21. Kicherova M., Efimova G., Khveshko T. Early Professional Socialization of University Students in Russia.Procedia // Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – P. 442-448. 22. Merdinger J.M. Professionaidevelopmentof the BSW student // Journal of Sociology and Social Welfare. – 1985. № 12. – P. 362-382. 23. Moran J.R. Social work education and students' humanistic attitudes // Journal of Social Work Education. – 1989. № 25. – P. 13-19. 24. Neikrug S.M. Approaches to social work practice: Values of students, faculty and field advisers // Social Work Research and Abstracts. – 1978. № 14(2). – P. 36-43. 25. Orten J. D. (1981). Influencing attihides: A study of social work students // Social Work Research and Abstracts. – 1981. № 26. – P. 11-17. 26. Pavlushkina T., Schepkina N., Dvoryankina E., Kazinets V., Ledovskikh I., Tabachuk N., Shulika N., Ashrafullina G. Pedagogical Support of Foreign Students Social Adaptation in Russian University // International Review of Management and Marketing. – 2016. Vol. 6. Special Issue (S2). – P. 69-75. 27. Perez R.J.A Conceptual Model of Professional Socialization within Student Affairs Graduate Preparation Programs // Journal for the Study of Postsecondary and Tertiary Education. – 2016. – Vol. 1. – P. 35-52. 28. Roucaud V. The Professional Socialization of Novice Teachers: The Struggles They Face. 2016. URL: https://tspace.library.utoronto.ca/bitstream/1807/72278/1/Roucaud_Victoria_A_201606_MT_MTRP.pdf (дата обращения 10.08.2019). 29. Rudenko N. Socio-Cultural and Psychological Problems of Foreign Students Adaptation in a Higher School // Вестник ХНАДУ. – 2016. Вып. 73. С. 21-27. 30. Sharwell G. R. Can values be taught? A study of two variables related to orientation of social work graduate students toward public dependency // Journal of Education for Social Work. – 1974. № 10. – P. 99-105. 31. Shuval J.T. (1975). From "boy" to "colleague": Processes of role transformation in professional socialization // Social Science and Medicine. – 1975. № 9. – P. 413-420. 32. Weis D, Schank M.J. Professional values: Key to professional development // JProfNurs. – 2002. – №18(5). – P. 271-275.

Professional socialization of foreign students: problems and contradictions

Authors: Solovtsova Irina Afanasievna, DSc of Pedagogical science, Professor Department of Pedagogy, Malakhova Victoria Grigorievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Pedagogy , Tereshenko Tatyana Mikhailovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Foreign Language, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd

Keywords: professional socialization; professional readaptation; foreign students; foreign cultural educational environment; humanitarian pedagogical paradigm; dialogue of cultures.

The professional socialization of foreign students is considered from the standpoint of a humanitarian pedagogical paradigm, in which the process of the education is considered as dialogical process based on the values. Two aspects of the professional socialization of foreign students at the stage of professional education are considered: adaptation to the educational conditions of a Russian university and appropriation of values, mastery of the knowledge, skills and behavior necessary for the successful professional activities. Two groups of the problems of professional socialization of foreign students are identified as a result of the theoretical analysis and the empirical study conducted on the basis of the Volgograd State Pedagogical University: theoretical and methodological, associated with insufficient development of theoretical and methodological basis of the study of the process of professional socialization from the position of the value, dialogical foundations of this process, and practical (organizing professional socialization of the foreign students based on the dialogue of cultures, preparing the foreign students for the professional readaptation).
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки