Этапы вхождения студентов педагогического вуза в цифровую школу

Журнал «KANT» №1(34) 2020 [стр. 314]

Авторы: Преснякова Татьяна Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры Исторического образования, Непочатых Ирина Анатольевна, cтарший преподаватель кафедры Информатики, информационных технологий и методики обучения, Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Школа педагогики), Уссурийск, Исаева Надежда Евгеньевна, председатель Уссурийской объединенной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, Уссурийск

Ключевые слова: информационное пространство; образовательная среда; информационная компетентность; цифровое образование; модель образовательной среды; функции образовательной среды; цифровые технологии и инструменты; информационная этика; этапы вхождения в цифровую образовательную среду.

Статья посвящена актуальной проблеме вхождения студентов в профессиональную среду. Инновационные процессы, связанные с цифровым образованием, еще более усложняют процедуру формирования профессиональных компетенций. Адаптация к профессии представляет большую трудность для студентов и требует от преподавателей высшей школы разработки методик вхождения студентов педагогических направлений в цифровую среду школы. Поэтапное вхождение обеспечивает снятие некоторых трудностей этого процесса. В статье дан анализ научной разработанности основных дефиниций, связанных с цифровым образованием. Показана иерархическая "лестница" образовательных результатов. Рассмотрена эффективная модель формирования информационно-образовательной среды и представлены ее уровни. Среди различных компонентов структуры образовательной среды особое внимание уделено подготовки кадрового компонента, которыми являются студенты педагогических направлений Дальневосточного федерального университета. Результатами работы является описание вхождения студентов педагогических направлений в современную цифровую образовательную среду. Так, первым этапом вхождения студентов в образовательный процесс является создание условий для овладения навыками работы в открытом информационном пространстве. На втором этапе проводятся педагогические практики, предваряющим элементом которых в системе подготовки ДВФУ выступают проводимые студентами занятия со школьниками в студенческих кружках и проектах. Третий этап - это вхождение молодых учителей в среду цифрового образования, специфика которого заключается в том, что молодые учителя обладают здоровыми амбициями, большой степенью целеустремленности и карьерного роста, высокой степенью обучаемости. На данном этапе большое значение имеет система менторства, получившая большую популярность.

скачать

Литература:
1. Афанасьев А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? – URL: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi/ (дата обращения: 24.12.2019). 2. Афонина Е. С. Организация информационного пространства общеобразовательной школы // Молодой ученый. – 2014. – №5 (1). – С. 2-4. 3. Баринова Т. П., Казакова В. Н., Карюкина С. В. Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов // Молодой ученый. – 2016. – №19 (1). – С. 11-14. 4. Власенко В.А. Взаимосвязь компонентов информационно-образовательной среды школы. В.А. Власенко, Е.В. Якушина // Народное образование. – 2012. – №5. – С. 124-128. 5. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХІ века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций : монография. – М., 2011. – 680 с. 6. Игнатова Н. Ю. Образование в цифровую эпоху : монография. – Нижний Тагил, 2017. – 128 с. 7. Каменев К.В., Мовчан И.Н. Структура информационной компетентности // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 7. – Ч. 1. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11937/ (дата обращения: 26.03.2019). 8. Кондаков А.М. Цифровое образование: матрица возможностей. URL: http://www.ito2018.bytic.ru/uploads/materials/2.pdf/ (дата обращения: 09.04.2017). 9. Мельничук Н.Г. Формирование ИКТ – компетенции педагога // URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga/ (дата обращения: 09.04.2017). 10. Наливалкин А.Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Вестник РМАТ. – 2012. – №1. – С. 101-103. 11. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru – http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html – (дата обращения 08.10.2017). 12. Орлова Е.К. Формирование профессиональной компетенции педагога в условиях внедрения ФГОС ООО. URL: http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/14/kompetentnost_pedagoga. docx – (дата обращения 10.11.2017). 13. Осмоловская И.М. Информационно-образовательная среда общеобразовательной школы. URL: http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_ pedagogical/konf_lerner/Osmolovskaya_ I.M.pdf (дата обращения: 19.04.2019). 14. Пышнограй Г.В., Бронникова Л.М. Структурно-функциональная модель формирования ИКТ-компетентености педагога педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. 15. Смирнова А.Н., Редченкова Г.Д. ИКТ-компетентность педагога как условие осуществления профессиональной деятельности в информационно-образовательной среде / А.Н. Смирнова, Г.Д. Редченкова // Профессионализация кадров как основа динамического развития муниципальной системы образования: материалы XIV муниципальной конференции. – Рыбинск : Информационно-образовательный Центр, 2016. – С. 60-64. 16. Стариченко Б.Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ компетенций студентов направлений подготовки "Педагогическое образование" // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 7. – С. 97-103. 17. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации Юнеско. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf/ (дата обращения: 26.11.2019). 18. Трубицына Е.В. Два подхода к определению информационно-образовательной среды. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dva-podhoda-k-opredeleniyu-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 26.10.2019).

Stages of entering students of a pedagogical university in a digital school

Authors: Presnyakova Tatyana Nikolaevna, PhD of Philosophical science, Associate Professor of Department of Historical Education, Nepachatykh Irina Anatolevna, Senior Lecturer of Department of Informatics, Information Technologies and Teaching Methods, Branch of the Far Eastern Federal University in Ussuriysk (School of Pedagogy), Ussuriysk, Isaeva Nadezhda Evgenievna, Chairman of the Ussuri Union Organization Trade Union of Public Education and Science Russian Federation, Ussuriysk

Keywords: information space; educational environment; information competence; digital education; model of the educational environment; functions of the educational environment; digital technologies and tools; information ethics; stages of entering the digital educational environment.

The Article is devoted to the actual problem of students ' entry into the professional environment. Innovative processes related to digital education further complicate the process of forming professional competencies. Adaptation to the profession is very difficult for students and requires higher school teachers to develop methods for students to enter the digital environment of the school. Step-by-step entry removes some of the difficulties of this process. The article analyzes the scientific development of the main definitions related to digital education. The hierarchical "ladder" of educational results is shown. The effective model of information and educational environment formation is considered and its levels are presented. Among the various components of the structure of the educational environment, special attention is paid to the training of the personnel component, which is students of pedagogical areas of the far Eastern Federal University. The results of the work are a description of the entry of students of pedagogical directions into the modern digital educational environment. Thus, the first stage of students ' entry into the educational process is to create conditions for mastering the skills of working in an open information space. At the second stage, pedagogical practices are conducted, the preliminary element of which in the FEFU training system is classes conducted by students with students in student circles and projects. The third stage is the entry of young teachers into the digital education environment, the specificity of which is that young teachers have healthy ambitions, a high degree of purposefulness and career growth, and a high degree of learning ability. At this stage, the mentoring system, which has become very popular, is of great importance.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки