Педагогические подходы к контролю знаний обучающихся иностранному языку и русскому языку как иностранному в неязыковом вузе
Журнал «KANT» №1(34) 2020 [стр. 259]
Ключевые слова: контроль знаний; коммуникативные компетенции; фронтальный контроль; индивидуальный контроль; эффективность образовательного процесса; личностная и профессиональная востребовательность языка; объективный контроль.
В статье рассматриваются особенности организации контроля качества усвоения знаний по дисциплинам "Русский язык как иностранный" и "Иностранный язык" в неязыковых вузах, подробно описываются слабые и сильные сторона текущего и специально организованного контроля, раскрываются пути совершенствования индивидуального и фронтального видов контроля знаний обучающихся, определяются приоритетные и более приемлемые формы проверки усвоения знаний и формирования коммуникативных компетенций.
Литература:
1. Аксенова М. П. Русский язык по-новому. Часть 1. – СПб. : Златоуст, 2000 – 440 с. 2. Банкевич Л. В. Тестирование иностранного языка. – М. : Высшая Школа, 1981. – 443 с. 3 Власко Н.К. Определение уровня владения языковым материалом с помощью специализированного программного комплекса // Сборник научных трудов Sworld. – Выпуск 3. Том 28. – Одесса : Куприенко С. В., 2013. – 313 с. 4. Галеев И.Х. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно) / И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов; под ред. И.Х. Галеева. – Казань : Казанский государственный технологический университет, 2005. -126 с. 5. Галеев И.Х., Колосов О.В., Филяев А.И. Сравнительный анализ систем компьютерного контроля знаний // Информационные технологии в многоуровневой системе образования" – 2005: материалы Международной научно-практической конференции. – Казань : Новое знание, 2005. – С. 101-105. 6. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / Нахабина М.М. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Златоуст, 2001. – 32 с. 7. Иванов-Клышников В.П. Опыт объединения контрольной и обучающей функции урока // Иностранный язык в школе. – М., 1960. – №5. – С. 18-27. 8. Исаева Л.Б. Обучение иностранных студентов в технических российских вузах: актуальность, проблемы // Вестник Казанского Технологического университета. – 2010. – С. 427-431. 9. Миролюбов А. А., Общая методика обучения иностранным языкам / под редакцией А. А. Миролюбова, И. В. Рахманинова, В. С. Цитлин. – М. : Просвещение, 1967. – С. 502. 10. Табуева И.Н. Особенности организации контроля знаний студентов в неязыковом вузе // Сборник научных трудов Sworld. – 2014. – Т. 12. – №3. – 92-97 с. 11. Шумилина А.П. Русский язык для работы с иностранцами : учебное пособие / А. П. Шумилина. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. – 457 с. 12. Шустикова Т. В. Русский язык как иностранный. Русские глаголы. Формы и контекстное употребление [Электронный ресурс] / Т. В. Шустикова, А. А. Атабекова, Н. М. Курмаева и др.; под ред. проф. Т. В. Шустиковой. – 10-е изд., стер. – М. : Флинта: Наука, 2012. – 400 с. // ZNANIUM.COM : электронно-библиотечная система. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php, ограниченный. – Загл. с экрана. 13. Чернышенко О.В., Огрызко Е.В., Нефедов И.В. Русский язык как иностранный: лингвострановедение и развитие речи: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Чернышенко О.В., Огрызко Е.В., Нефедов И.В; под общ. ред. Д.Н. Зарубиной. – М. : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. 14. Юсупова А.В. Работа с банками тестовых заданий, интегрированными в адаптивную среду тестирования : учебное пособие. / А.В. Юсупова, Л.М. Романова. – Казань : КГЭУ, 2008. – 45 с. 15. Контроль обучения иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения / https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2018/04/20/kontrol-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-usloviyah Последний просмотр 10.12. 2019. 16. Формы контроля в обучении иностранным языкам в вузе / https://pandia.ru/text/78/193/29740.php. Последний просмотр 10.12. 2019.
1. Аксенова М. П. Русский язык по-новому. Часть 1. – СПб. : Златоуст, 2000 – 440 с. 2. Банкевич Л. В. Тестирование иностранного языка. – М. : Высшая Школа, 1981. – 443 с. 3 Власко Н.К. Определение уровня владения языковым материалом с помощью специализированного программного комплекса // Сборник научных трудов Sworld. – Выпуск 3. Том 28. – Одесса : Куприенко С. В., 2013. – 313 с. 4. Галеев И.Х. Компьютерный контроль знаний (локально и дистанционно) / И.Х. Галеев, В.Г. Иванов, Д.Л. Храмов, О.В. Колосов; под ред. И.Х. Галеева. – Казань : Казанский государственный технологический университет, 2005. -126 с. 5. Галеев И.Х., Колосов О.В., Филяев А.И. Сравнительный анализ систем компьютерного контроля знаний // Информационные технологии в многоуровневой системе образования" – 2005: материалы Международной научно-практической конференции. – Казань : Новое знание, 2005. – С. 101-105. 6. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / Нахабина М.М. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Златоуст, 2001. – 32 с. 7. Иванов-Клышников В.П. Опыт объединения контрольной и обучающей функции урока // Иностранный язык в школе. – М., 1960. – №5. – С. 18-27. 8. Исаева Л.Б. Обучение иностранных студентов в технических российских вузах: актуальность, проблемы // Вестник Казанского Технологического университета. – 2010. – С. 427-431. 9. Миролюбов А. А., Общая методика обучения иностранным языкам / под редакцией А. А. Миролюбова, И. В. Рахманинова, В. С. Цитлин. – М. : Просвещение, 1967. – С. 502. 10. Табуева И.Н. Особенности организации контроля знаний студентов в неязыковом вузе // Сборник научных трудов Sworld. – 2014. – Т. 12. – №3. – 92-97 с. 11. Шумилина А.П. Русский язык для работы с иностранцами : учебное пособие / А. П. Шумилина. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. – 457 с. 12. Шустикова Т. В. Русский язык как иностранный. Русские глаголы. Формы и контекстное употребление [Электронный ресурс] / Т. В. Шустикова, А. А. Атабекова, Н. М. Курмаева и др.; под ред. проф. Т. В. Шустиковой. – 10-е изд., стер. – М. : Флинта: Наука, 2012. – 400 с. // ZNANIUM.COM : электронно-библиотечная система. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php, ограниченный. – Загл. с экрана. 13. Чернышенко О.В., Огрызко Е.В., Нефедов И.В. Русский язык как иностранный: лингвострановедение и развитие речи: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Чернышенко О.В., Огрызко Е.В., Нефедов И.В; под общ. ред. Д.Н. Зарубиной. – М. : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. 14. Юсупова А.В. Работа с банками тестовых заданий, интегрированными в адаптивную среду тестирования : учебное пособие. / А.В. Юсупова, Л.М. Романова. – Казань : КГЭУ, 2008. – 45 с. 15. Контроль обучения иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения / https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2018/04/20/kontrol-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-usloviyah Последний просмотр 10.12. 2019. 16. Формы контроля в обучении иностранным языкам в вузе / https://pandia.ru/text/78/193/29740.php. Последний просмотр 10.12. 2019.
Pedagogical approaches to control the knowledge of students of a foreign language and Russian as a foreign language in a non-linguistic university
Keywords: knowledge control; communicative competence; frontal control; individual control; efficiency of educational process; personal and professional demand for language; objective control.
The article discusses the features of the organization of quality control of learning in the disciplines "Russian as a foreign language" and "Foreign language" in non-linguistic universities, describes in detail the weaknesses and strengths of the current and specially organized control, reveals ways to improve the individual and frontal types of control of students ' knowledge, identifies priority and more acceptable forms of verification of learning and formation of communicative competencies.