Неклассические подходы к исследованию лидерства в условиях изменчивой хозяйственной реальности

Журнал «Кант» №1(34) 2020 [стр. 173]

Авторы: Чепьюк Ольга Ростиславовна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Финансов и кредита, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород

Ключевые слова: субъект; бессубъектность; кризис; лидерство; философия хозяйства; динамический субъект; цифровой субъект; предприниматель.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-311-00152.
В публикации приводятся итоговые результаты исследования проблемы экономического субъекта и его роли в системе социокультурных кризисов. Выводы исследования представлены на примере изучения феномена лидерства, в котором комплексно отражается социально-философская проблема исчезающего субъекта. Предложена система классификации теорий лидерства с учётом меняющегося социально-философского взгляда на проблему субъекта. Выделяются основные признаки классических и неклассических подходов к исследованию проблемы лидерства. Новизна результатов заключается в том, что субъект представляется динамическим, "ускользающим", а потому - его исследование не должно производиться в отрыве от контекста, одним из которых может быть конкретный период экономического, социокультурного кризиса, или период трансформации хозяйственного уклада. Предложенный методологический подход позволяет обойти проблему "умалчивания" субъекта, или бессубъектности, которая превалирует в современных исследованиях по проблемам хозяйствования. Результаты исследования имеют значение для дальнейшей проработки методологии субъект-ориентированного исследования, в том числе для развития идей философии хозяйства, а также – перспективно для изучения проблемы цифрового субъекта.

скачать

Литература:
1. Albritton M.D., Oswald S.J., Anderson J.S. Leadership Quality and Follower Affect // Journal of Leadership Studies. – 2008. – Vol. 1. – Is. 4. 2. Bass B.M. From transactional to transformational leadership: Learning to share the vision // Organizational Dynamics, (Winter), 1990. – PP. 19-31. 3. Getz I. Liberating Leadership: How the Initiative-Freeing Radical Organizational Form has been Successfully Adopted // California Management Review. – Summer 2009. – Vol. 51. – № 4. – PP.32-58. 4. Lee Y.H., Chelladurai P. Emotional intelligence, emotional labor, coach burnout, job satisfaction, and turnover intention in sport leadership //European Sport Management Quarterly. – 2018. – Т. 18. – №4. – PP. 393-412. 5. Mair J., Ganly, К. Social Entrepreneurs: Innovating Toward Sustainability (англ.) // Worldwatch Institute State of the World 2010: Transforming Cultures. From Consumerism to Sustainability. – New York: W.W. Norton & Company, 2010. – PP. 103-109. 6. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпораций. – Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 512 с. 7. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей / пер. с англ. – М. : Вече; Персей; АСТ. – 1997. – 480 с. 8. Кови С. Меррилл Р., Мерилл Р. Главное внимание – главным вещам: Жить, любить, учиться и оставить наследие. – М. : АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. – 325 с. 9. Колпаков В.А. Экономическая теория в поисках новой парадигмы // Знание. Понимание. Умение. – 2008. – № 1. – С. 79-88. 10. Мирзоян В.А. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства // Вопросы философии. – 2013. – №6. – С. 3-15. 11. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / пер. с фр., М. : Центр психологии и психотерапии, 1996. – 480 c. 12. Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. – №2. – С. 3-24. 13. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения / пер. с англ. – Ереван : Айастан, 1990. – 280 с. 14. Чепьюк О.Р. Бессубъектность в экономике: социокультурный феномен капитализма // Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 3. - С. 36-45.

Non-classical approaches to research of leadership in the context of volatile economic environment

Authors: Chepyuk Olga Rostislavovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Entrepreneurship, Nizhny Novgorod State University. N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod

Keywords: subject; lack of personality; crisis; leadership; business philosophy; dynamic subject; digital subject; entrepreneur.

The publication summarizes the results of a study of the problem of an economic agent and its role in the system of socio-cultural crises. The findings of the study are presented on the example of studying the phenomenon of leadership, which comprehensively reflects the socio-philosophical problem of a vanishing subject. A system of classification of leadership theories is proposed taking into account the changing socio-philosophical view of the subject's problem. The main features of classical and non-classical approaches to the study of leadership problems are highlighted. The novelty of the results lies in the fact that the subject appears to be dynamic, "slipping away," and therefore, his research should not be carried out in isolation from the context, one of which may be a specific period of an economic, sociocultural crisis, or a period of transformation of the economic structure. The proposed methodological approach allows to circumvent the problem of "silence" of the subject, or lack of personality, which prevails in modern research on the problems of management. The results of the study are important for the further development of the methodology of subject-oriented research, including for the development of ideas of the philosophy of the economy, and also - perspective for studying the problems of the digital subject.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки