О проблеме интериоризации фольклорных традиций в социокультурных практиках: социально-философский аспект

Журнал «KANT» №1(34) 2020 [стр. 120]

Авторы: Андреева Антонина Викторовна, кандидат философских наук, доцент, Рукавицына Елена Александровна, кандидат культурологии, доцент, Сибирский федеральный университет, Красноярск

Ключевые слова: социальная философия; общество; социальные практики; интериоризация; процесс интериоризации; теория интериоризации; фольклор; фольклорные традиции; социокультурные практики; социально-культурная деятельность.

Статья имеет своей целью раскрыть вопрос об интериоризации фольклорных традиций в социокультурных практиках. Для достижения заявленной цели были определены задачи исследования, состоящие в изучении авторитетных источников, касающихся теории интериоризации; выявление особенностей интериоризации фольклорных традиций; описать пути приобщения школьников (7-11 лет) к фольклорным традициям в ключе теории интериоризации, включающей в себя пять необходимых этапов перехода "извне внутрь". Методами исследования послужили наблюдение, описание, элементы моделирования. В качестве результатов исследования представлена пятиступенчатая модель интериоризации фольклорных традиций на примере младших школьников. Процесс интериоризации рассматривается в контексте философской теории социализации и процесса рефлексии, краеугольным камнем которого является прививание ("присвоение" как своего-иного) идеологии сознанием индивидов. В статье делается вывод о том, что интериоризация фольклорных традиций представляется возможной, что подтверждает гипотезу о том, что культуротворческие технологии социально-культурной деятельности (а приобщение к фольклорным традициям в частности) позволяют запустить процесс интериоризации.

скачать

Литература:
1. Божок А. Л. Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий : дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 – Тамбов, 2013. – 188 c. 2. Веселова Н.Н. Интериоризация в учебной деятельности и социализации студентов // Среднее профессиональное образование, 2007. – № 9. – С. 73-74. 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М. : АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. – 671 c. 4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. – Т. 1 / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. – М. : Педагогика, 1982. – 488 с. 5. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. – М., 1966. – № 6. – С. 25-32. 6. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 2 т. – М. : Мысль, 1970-1971. Т.2. 248 с. 7. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск : Харвест, 1998. – 301 с. 8. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Электронный ресурс]: [перевод с французского] / Э. Дюркгейм ; сост., послесл. А. Б. Гофман. – М. : Канон, 1995. – 352 с. 9. Кант И. Критика чистого разума. – 2-е изд. – С. : БАН, 1992. – 848 с. 10. Ковалёв Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 110-120. 11. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М. : УРАО, 2000. – 128 с. 12. Огородников А.Ю. Интериоризация ценностей как форма становления субъекта социальных отношений // Социология власти. – 2012. – № 1. – С. 98-104. 13. Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт / В. Г. Панов. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 256 с. 14. Пушкарёва Т.В. Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17247 (дата обращения: 05.02.2020). 15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1989. 16. Рубченко А.К. Семейная депривация и интериоризация юношами и девушками ценностных ориентаций своих родителей // Вопросы гуманитарных наук. – 2011. – № 6 (56). – С. 228-231. 17. Фомина Т.К. Иностранные студенты в медицинском вузе России: интериоризация профессиональных ценностей : дис…док. соц. наук / Т.К. Фомина. – Волгоград, 2004. – 289 с.

On the problem of interiorization of folklore traditions in socio-cultural practices: a socio-philosophical aspect

Authors: Andreeva Antonina Viktorovna, PhD of Philosophical science, Associate Professor, Rukavicyna Elena Aleksandrovna, PhD of Culturalogy, Associate Professor, Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Keywords: social philosophy; society; social practices; interiorization; process of interiorization; theory of interiorization; folklore; folklore traditions; socio-cultural practices; socio-cultural activities.

This article aims to address the issue of the interiorization of folklore traditions in sociocultural practices. To achieve the stated goal, the research objectives were determined, consisting in the study of authoritative sources relating to the theory of interiorization; identification of the features of interiorization of folklore traditions; to describe the ways of introducing schoolchildren (7-11 years old) to folklore traditions in the key of the theory of interiorization, which includes the five necessary stages of the transition "from outside to inside". The research methods were observation, description, modeling elements. As a result of the study, a five-step model of interiorization of folklore traditions is presented on the example of younger students. The article concludes that the interiorization of folklore traditions seems possible, which confirms the hypothesis that cultural technologies of socio-cultural activity (and familiarization with folklore traditions in particular) allow us to start the process of interiorization.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки