Человек между алармизмом и беспечностью

15 марта 2025
Книга Константина А. Сорокина посвящена человеку, который, подобно бабочке под стеклом, зажат между рамкой алармизма и беспечности.
Основной темой книги выступает проблема, связанная с феноменом человека после «смерти Бога». Тема довольно подробно изучена в работах философов, когда-то собиравшихся под крышей университета искусств и дизайна в г. Карлсруэ. Сорокин останавливает свой выбор на четырех значимых фигурах – П. Слотердайк, Т. Махо, Б-Ч Хан, Б. Гройс. Многие из их работ, связанные с основной тематикой, пока еще не были переведены на русский язык.
• Петер Слотердайк: «После Бога – Попытки веры и неверия» (Nach Gott – Glaubens- und Unglaubensversuche) (2017); «Заставить небеса говорить: Элементы теопоэзии» (Den Himmel zum Sprechen bringen: Elemente der Theopoesie) (2020); «В тени Синая» (Im Schatten des Sinai) (2013); «Эстетический императив – Сочинения по искусству» (Der ästhetische Imperativ – Schriften zur Kunst) (2007); «Деррида–Египтянин» (Derrida ein Ägypter) (2007); «Сферы II. Глобусы» (Sphären II. Globen) (1999).
• Томас Махо: «Забирая жизнь, Самоубийство в современную эпоху» (Das Leben nehmen, Suizid in der Moderne) (2017). • Бён-Чхоль Хан: «Отсутствие. О культуре и философии Дальнего Востока» (Absence, On the Culture and Philosophy of the Far East) (2023); «Не-вещи Перемены в жизненном мире» (Non-things Upheaval in the Lifeworld) (2021); «Аромат времени. Философское эссе об искусстве созерцания» (2023); «Философия дзен-буддизма» (The Philosophy of Zen Buddhism) (2022); «Общество усталости. Негативный опыт в эпоху чрезмерного позитива» (2023); «Гиперкультура Культура и глобализация» (Hyperculture Culture and Globalization) (2022). • Борис Гройс: «Современное искусство как тотальность» (2012); «Апология Нарцисса» (2024); «Введение в антифилософию» (2021); «Русский космизм. Антология» (2015); «Русский авангард по обе стороны “черного квадрата”» (1990).Эволюция самосознания, то есть неизбежные изменения в восприятии человеком себя и технореальности, в которую он погружен, П. Слотердайк, по словам Сорокина, соизмеряет с «антропогенной климатической катастрофой». С наступлением «атеистического ледникового периода» отступает вера в провидение, человек оказывается предоставленным самому себе, поэтому на место теологии приходят архитектура и конструирование пространства. В результате этого поворота, мир, лишенный сакральной неприкосновенности целого, похож на бездыханное тело на столе патологоанатома.
Чтобы подчеркнуть важный момент потери духовности современным человеком после «смерти Бога», Б. Гройс использует образ Нарцисса. По его словам, “образ Нарцисса в озере – это ранняя форма селфи”. Современный человек в западном обществе не может нравиться себе, если он осознает, что он не нравится обществу, в котором находится. И в этом направлении Б. Гройс мыслит параллельно с Б.-Ч. Ханом.
Т. Махо и Б.-Ч. Хан разворачивают мысль в направлении капитала, выступающего в роли современного универсального идола. В свою очередь технические приспособления, проповедующие новую религию капитала, выступают в роли апостолов, призывая, назидая, вразумляя и направляя человека.
Книга написана живым языком, поэтому адресована не только исследователям проблематики, но и широкому кругу читателей.
Многие другие статьи Константина А. Сорокина можно найти в нашем журнале «KANT» .
заметка от редактора журнала к.полит. н. М.А. Григорьевой