Региональные жанрово-стилевые особенности песни-романса в системе подготовки студентов-вокалистов народного профиля

Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 250-255]

DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.45

Авторы: Куликовская Елена Валерьяновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Сольного и хорового народного пения, Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар SPIN-код: 3882-0583

Ключевые слова: жанр песни-романса; эффективная подготовка студентов-вокалистов; конкурентноспособность специалистов-исполнителей.

Цитировать: Куликовская Е.В. Региональные жанрово-стилевые особенности песни-романса в системе подготовки студентов-вокалистов народного профиля // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 250-255. EDN: QHQHSL. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.45

В статье рассматриваются жанрово-стилистические особенности песни-романса кубанских казаков, представленные разновидностью лирической песни и характерной исполнительской манерой с различной языковой первоосновой. Цель исследования – раскрытие самобытных песенных традиций Кубани как важной составляющей части общероссийской культуры путем поиска эффективного способа профессиональной подготовки студентов-вокалистов народного профиля в региональном контексте. Научная новизна – педагогический подход автора статьи, включающий в себя: метод моделирования (внедрение в учебный репертуар вокальных произведений жанра песни-романса кубанских казаков); теоретический метод (осуществление музыкально-теоретического анализа песни-романса на основе шаблона); практико-ориентированный метод (постановка голоса народного певца по законам академической школы пения в народно-академическом ключе). В результате предложена система подготовки студентов-вокалистов народного профиля для приобретения важнейшего профессионального качества – конкурентноспособности.

скачать

Литература:
1. Антонюк В.Г. Феномен украинской вокальной школы в контексте этнокультурологических проблем: дис. … д-ра культурол. наук / В.Г. Антонюк. – М., 2001. – 428 с.  
2. Бигдай А.Д. Песни кубанских казаков / А.Д. Бигдай, ред. В.Г. Захарченко // Песни черноморских казаков. – Краснодар, 1992. – 440 с.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 1968. – 675 с.
4. Земцовский И.И. Лирика как феномен народной музыкальной культуры / И.И. Земцовский // Песенная лирика устной традиции. Научные статьи и публикации / сост. и отв. ред. И.И. Земцовский. – СПб.: РИИИ, 1994. – 266 с.
5. Капаев В.А. Из репертуара ансамбля казачьей песни "Криница" / В.А. Капаев // Песни в обработке В. Капаева. – Краснодар, 2009. – 375 с.
6. Концевич Г.М. Народные песни казаков из репертуара кубанского войскового певческого хора. / сост. Г. М. Концевич. – Краснодар, 2001. – 448 с.
7. Куликовская Е.В. Феномен кубанского народного пения в контексте подготовки студентов-вокалистов // Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере: проблемы преемственности и интеграции: сб. материалов Всероссийской (с международным участием) науч.-практич. конф. – Белгород, 2019. – С. 172-177.
8. Мякишева М.М. Рабочая программа учебной дисциплины Сольное пение по направлению подготовки 53.03.04 Искусство народного пения / сост. М.М. Мякишева. – Краснодар: КГИК, 2017. – 16 с.
9. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 248 с.
10. Овчинников М.А. Творцы русского романса / М.А. Овчинников. – М.: Музыка, 1988. – 160 с.
11. Песни кубанских казаков / сост. А.Д. Бигдай; под ред. В.Г. Захарченко. – Краснодар, 1995. – Т. 2 – 512 с.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 326-р от 29.02.2016 г. "О Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года" // Правительство Российской Федерации: офиц. сайт. – URL:https://goo.su/HtiLT3 (дата обращения: 03.01.2024).
13. Туравец Н.Р. Региональный компонент профессионального музыкального образования (методология, теория, практика): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08, 13.00.02 / Н.Р. Туравец. – М., 1999. – 319 с.
14. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В.А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1964. – 159 с.: нот. ил.; 16 см.
15. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. – Вып. 3. – М., 1986. – С. 11-47.

Regional genre and style features of song-romance in the system of training students-vocalists of folk profile

Authors: Kulikovskaya Elena Valeryanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Solo and Choral Folk Singing, Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar

Keywords: genre of song-romance; effective training of vocal students; сompetitiveness of executive specialists.

The article discusses the genre and stylistic features of the song-romance of the Kuban Cossacks, represented by a variety of lyrical song and a characteristic performing manner with a different linguistic basis. The purpose of the study is to reveal the original song traditions of the Kuban as an important component of the all-Russian culture by searching for an effective way of professional training of folk vocal students in the regional context. The scientific novelty is the pedagogical approach of the author of the article, which includes: the method of modeling (the introduction of vocal works of the song-romance genre of the Kuban Cossacks into the educational repertoire); theoretical method (implementation of musical-theoretical analysis of a song-romance on the basis of a template); practice-oriented method (staging the voice of a folk singer according to the laws of the academic school of singing in a folk-academic key). As a result of the proposed system of training, students-vocalists of folk profile acquire the most important professional quality – competitiveness.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки