Моделирование самостоятельной работы по формированию фонетических навыков при обучении русскому языку как иностранному
Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 234-239]
DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.42
Ключевые слова: русский язык как иностранный; фонетические навыки; моделирование; самостоятельная работа; современное образовательное пространство; звук; слово; синтагма.
Целью исследования является разработка модели организации самостоятельной работы для развития фонетических навыков при обучении русскому языку как иностранному, которая будет способствовать совершенствованию слухо-произносительных и коммуникативных навыков студентов. В статье предлагается модель организации самостоятельной работы на разных этапах изучения языка, включая звуковой, словесный и фразовый уровни. Авторы приводят примеры заданий для самостоятельной работы, включающие чтение, фонетическую разметку, распознавание ритмических моделей и анализ интонации. Научная новизна состоит в акценте на использовании современных учебных информационных порталов в качестве инструментов для самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа реализуется через систему телекоммуникационного образовательного информационного характера, позволяющую студентам выполнять задания и проходить онлайн-тесты во взаимодействии с преподавателем. В результате делаются выводы о возможностях и перспективах самостоятельной работы по развитию фонетических навыков в условиях современной образовательной среды.
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Икар, 2009. – 448 с. – EDN XQRFTT.
2. Аристова Е.А. Формирование фонетических и фонационных навыков иноязычной устной речевой деятельности у студентов неязыкового вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2005.
3. Брызгунова Е.А. Интонация // Русская грамматика: в 2 т. Т. 1 / гл. ред. Н.Ю. Шведова. – М., 1980. – С. 96-122.
4. Галеева М.М., Соколова И.В. Методика обучения русскому произношению: фонет. практикум для преп. рус. яз. как иностр. – М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1974.
5. Дерябина С.А. Фонетизация обучения русскому языку как иностранному в цифровом гуманитарном знании: теоретический аспект / С.А. Дерябина, Н.А. Любимова // Русистика. – 2021. – Т. 19. – № 3. – С. 298-312.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
7. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. – М., 2011.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
9. Логинова И.М. Очерки по методике обучения русскому произношению: учеб. Пос. / И.М. Логинова. – М.: РУДН, 2017. – 332 с.
10. Любимова Н.А. Фонетический аспект общения на неродном языке: Коллективная монография. – СПБ.: Филологический факультет СПБГУ, 2006.
11. Фролова О.А. Организация самостоятельной работы студентов при изучении языков с использованием инновационных технологий / О.А. Фролова, Т.В. Кудинова, И.Ш. Каппушева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2020. – № 2(68). – С. 74-80.
12. Abilkhamitkyzy R., Aimukhambet Z. A., Sarekenova K. K. Organization of independent work of students on credit technology //Procedia-Social and behavioral sciences. – 2014. – Т. 143. – С.274-278.
13. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants, On the Horizon, 2001, 9(5), 1-6.
14. Вводно-фонетический курс: [Электронный ресурс] // Русский язык. Начало. URL: https://russian.start.tilda.ws/phonetik-lesson-1 (дата обращения: 06.12.2023).
15. Телекоммуникационная учебно-информационная система РУДН esystem.rudn.ru (дата обращения: 06.12.2023).
Modeling of independent work on the formation of phonetic skills in teaching Russian as a foreign language
Keywords: Russian as a foreign language; phonetic skills; modeling; independent work; modern educational space; sound; word; syntagma