Серый цвет в искусстве. Проявление философско-эстетической мысли о сером цвете в произведениях искусства И.И. Левитана и А.С. Пушкина
Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 196-202]
DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.36
Ключевые слова: серый цвет; миф; вечность; судьба; время; Ананке.
Статья посвящена анализу серого цвета в произведениях И.И. Левитана "Над вечным покоем" и А. С. Пушкина "Зимний вечер" с философско-эстетической перспективы. Главной целью исследования является демонстрация глубины семантических концепций, которые серый цвет передает в отражении философской мысли. В контексте анализа мы стремимся раскрыть смыслы и символическую значимость серого цвета, который является не только простым отражением окружающего мира, но и носит в себе глубокий философский подтекст. Основой для статьи послужили размышление Петера Слотердайка в работе "Wer noch kein Grau gedacht hat" ("Кто еще не думал о сером"), изданная в 2022 г. В статье рассматривается самостоятельный философско-эстетический анализ в направлениях мысли о сером цвете в живописи И.И. Левитана и творчестве А.С. Пушкина. В этом заключается научная новизна исследования. Основой для рассмотрения служат работы Платона, П. Слотердайка, Н.В. Серова, А. Белоусова. Авторский аспект предполагает раскрытие темы в обобщенном эстетико-философском плане, в котором проявляется серый цвет в виде метафоры онтологической категории времени и вечности.
1. Белоусов А. Культура. Литература. Фольклор. – М.: НЛО, 2023. – 784 с.
2. Лебедева Т. Исаак Левитан // Теперь время благодатное. – 2017. – №4(92). – C. 44-51.
3. Муратова Е.Ю. Картина Исаака Левитана "Над вечным покоем" и ее интерпретация в современных поэтических текстах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2022. – Т. 13, № 4. – С. 1083-1093.
4. Новиков Л.А. Избранные труды. Т. II. Эстетические аспекты языка. – М.: Изд-во РУДН, 2001. – 672 с.
5. Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 4. Библиотека Огонек. – М.: Правда, 1969. – 478 с.
6. Пушкин А.С. Сочинение: в 3 т. – Т. 1. М.: Художественная литература, 1985. – 735 с.
7. Серов Н. В. Античный хроматизм. – СПб.: ЛИСС, 1995. – 477 с., [8] л. ил.
8. Сорокин К.А. Серый цвет в европейской теологии. Философско-теологический анализ европейского христианства ХХ века // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 249-256. EDN: PLKIDI.
9. Сорокин К.А. Философия в сером цвете. Исторический анализ философской мысли в отражении феномена серого цвета // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 164-171. EDN: KYLHGX.
10. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии: сб. пер. с англ., нем., фр. / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988. – 544, [2] с.
11. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2... дополнения к 4-м книгам 1-го тома. – М.: Ефимов, 1901. – 673 с.
12. Sloterdijk P. Nach Gott. – Berlin: Suhrkamp Verlag, 2017. – 364 s.
13. Sloterdijk P. Wer noch kein Grau gedacht hat Eine Farbenlehre. Berlin: Suhrkamp Verlag AG, 2022. – 286 s.
Manifestation of the Idea of Grey Color in the Works of Art by I.I. Levitan and A.S. Pushkin
Keywords: Grey colour; Myth; Eternity; Fate; Time; Ananke.