Серый цвет в искусстве. Проявление философско-эстетической мысли о сером цвете в произведениях искусства И.И. Левитана и А.С. Пушкина

Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 196-202]

DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.36

Авторы: Сорокин Константин Алексеевич, аспирант, кафедра Истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры Департамента философии, Уральский федеральный университет, Екатеринбург SPIN-код: 4741-2890

Ключевые слова: серый цвет; миф; вечность; судьба; время; Ананке.

Цитировать: Сорокин К.А. Серый цвет в искусстве. Проявление философско-эстетической мысли о сером цвете в произведениях искусства И.И. Левитана и А.С. Пушкина // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 196-202. EDN: NUUOIH. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.36

Статья посвящена анализу серого цвета в произведениях И.И. Левитана "Над вечным покоем" и А. С. Пушкина "Зимний вечер" с философско-эстетической перспективы. Главной целью исследования является демонстрация глубины семантических концепций, которые серый цвет передает в отражении философской мысли. В контексте анализа мы стремимся раскрыть смыслы и символическую значимость серого цвета, который является не только простым отражением окружающего мира, но и носит в себе глубокий философский подтекст. Основой для статьи послужили размышление Петера Слотердайка в работе "Wer noch kein Grau gedacht hat" ("Кто еще не думал о сером"), изданная в 2022 г. В статье рассматривается самостоятельный философско-эстетический анализ в направлениях мысли о сером цвете в живописи И.И. Левитана и творчестве А.С. Пушкина. В этом заключается научная новизна исследования. Основой для рассмотрения служат работы Платона, П. Слотердайка, Н.В. Серова, А. Белоусова. Авторский аспект предполагает раскрытие темы в обобщенном эстетико-философском плане, в котором проявляется серый цвет в виде метафоры онтологической категории времени и вечности.

скачать

Литература:
1. Белоусов А. Культура. Литература. Фольклор. – М.: НЛО, 2023. – 784 с.
2. Лебедева Т. Исаак Левитан // Теперь время благодатное. – 2017. – №4(92). – C. 44-51.
3. Муратова Е.Ю. Картина Исаака Левитана "Над вечным покоем" и ее интерпретация в современных поэтических текстах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2022. – Т. 13, № 4. – С. 1083-1093.
4. Новиков Л.А. Избранные труды. Т. II. Эстетические аспекты языка. – М.: Изд-во РУДН, 2001. – 672 с.
5. Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 6 т. – Т. 4. Библиотека Огонек. – М.: Правда, 1969. – 478 с.
6. Пушкин А.С. Сочинение: в 3 т. – Т. 1. М.: Художественная литература, 1985. – 735 с.
7. Серов Н. В. Античный хроматизм. – СПб.: ЛИСС, 1995. – 477 с., [8] л. ил.
8. Сорокин К.А. Серый цвет в европейской теологии. Философско-теологический анализ европейского христианства ХХ века // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 249-256. EDN: PLKIDI.
9. Сорокин К.А. Философия в сером цвете. Исторический анализ философской мысли в отражении феномена серого цвета // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 164-171. EDN: KYLHGX.
10. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии: сб. пер. с англ., нем., фр. / сост. и послесл. П.С. Гуревича; общ. ред. Ю.Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988. – 544, [2] с.
11. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2... дополнения к 4-м книгам 1-го тома. – М.: Ефимов, 1901. – 673 с.
12. Sloterdijk P. Nach Gott. – Berlin: Suhrkamp Verlag, 2017. – 364 s.
13. Sloterdijk P. Wer noch kein Grau gedacht hat Eine Farbenlehre. Berlin: Suhrkamp Verlag AG, 2022. – 286 s.

Manifestation of the Idea of Grey Color in the Works of Art by I.I. Levitan and A.S. Pushkin

Authors: Sorokin Konstantin Alekseevich, Postgraduate student, Department of History of Philosophy, Philosophical Anthropology, Aesthetics and Theory of Culture, Department of Philosophy, Ural Federal University, Yekaterinburg

Keywords: Grey colour; Myth; Eternity; Fate; Time; Ananke.

The article is devoted to the analysis of grey color in I. Levitan's "Above Eternal Rest" and A. S. Pushkin's "Winter Evening" from the philosophical and aesthetic perspective. The main purpose of the study is to demonstrate the depth of semantic concepts that grey color conveys in the reflection of philosophical thought. In the context of the analysis, we aim to reveal the meanings and symbolic significance of grey, which is not only a simple reflection of the surrounding world, but also carries deep philosophical overtones. The basis for the article was Peter Sloterdijk's reflection in his work "Wer noch kein Grau gedacht hat" "Who has not yet thought about grey" published in 2022. The article considers an independent aesthetic-philosophical analysis in the directions of thought. In this lies the scientific novelty of the study. The basis for consideration are the works of Plato, P. Sloterdijk, N. V. Serov, A. Belousov. The author's aspect implies the disclosure of the theme in a generalized aesthetic-philosophical plan, in which the grey color is manifested as a metaphor for ontological categories of time and eternity.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки