Творчество в контексте теории адаптации и ценностной реализации личности

Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 167-173]

DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.30

Авторы: Попкова Светлана Валерьевна, аспирант, Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск SPIN-код: 8904-6335 ORCID: 0000-0002-6576-1711

Ключевые слова: творчество; адаптация; творческие практики; дивергентное мышление.

Цитировать: Попкова С.В. Творчество в контексте теории адаптации и ценностной реализации личности // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 167-173. EDN: MCUMFD. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.30

Творчество играет важную роль в смысложизненной и ценностной реализации личности. Оно является способом выражения собственных идей, эмоций, ценностей и смыслов. В статье рассматривается роль творчества и связь с адаптационными процессами. Творчество взаимодействует с деятельностным подходом, способствуя формированию новых смыслов, как способ инкультурации, адаптации иностранной молодежи и самореализации личности и бытия человека в рамках кросс-культурного взаимодействия. Исследование основано на анализе публикаций российских и зарубежных ученых, а также на опыте автора в области академической миграции. Результаты исследования представлены в трех логически структурированных разделах: 1) творчество в контексте теории адаптации, 2) творчество и деятельностный подход, 3) практическое применение результатов. Деятельностный подход подразумевает целенаправленное взаимодействие индивида с окружающим миром, при этом оказывая влияние на собственное самосознание, ценности и смыслы. Вследствие этого, деятельность по передаче смыслов в творческом процессе – это основа для дальнейших исследований и внедрения новых адаптивных практик, связанных с творчеством и ценностной реализацией личности, которые учитывают конкретные закономерности и универсальность характера познавательных (когнитивных) способностей человека. Передача смыслов, например, о культурном наследии принимающего сообщества – перспективное направление для внедрения новых адаптивных творческих практик в работе с академическими мигрантами. Полученные автором практически результаты исследования обладают перспективностью для применения экспертами в данной области. Результаты стали частью концепции нового проекта "Арктическими маршрутами", разработанного и реализованного автором в 2023-2024 гг. Проект был поддержан Губернаторским центром Архангельской области. Одним из направлений стало внедрение нового подхода в работе с иностранной молодежью, используя творческие практики.

скачать

Литература:
1. Абдуллаев А.Н. Философский анализ феномена творчества // Вестник науки и образования. – 2020. – №3-3 (81): URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-analiz-fenomena-tvorchestva
2. Алексеева Л.Л. Этнопедагогические аспекты культурно-образовательной деятельности современных музеев // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 3(152). – С. 192-201.
3. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление?: монография. М., 1993. – 198 с
4.  Бескова И.А. Коммуницирующие вселенные // Философия науки. – 2012. – Т. 17, № 1. – С. 98-112.
5. Винокурова Л.В. Экспериментальная психология: монография. – М.: ГПП Печ. Двор, 2003. – 159 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.
7. Князева Е.Н. Энактивизм: Концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы философии. – 2013. – № 10. – С. 91-104
8. Петухов В.В. Общая психология тексты в 3 томах. том 3. Субъект познания. – М., 2005. – С. 268-317.
9. Попкова С. В. Творчество как фундаментальная основа коммуникации и кросс/культурного взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. – 2023. – № 4. – С. 218 – 224.
10. Прохоров А.М. Большой Энциклопедический Словарь. – М.: Изд. Большая Российская энциклопедия. Норинт, 2004. – 814 с.
11. Смирнова Н.М. Коммуникация и интерсубъективность // Философия науки. – 2012. – Т. 17, №1. – С. 40-54.
12. Abel Gunter (ed.). Kreativitat. Hamburg: Meiner. – 2006b.
13. Berry J. W: Immigration, acculturation, and adaptation // Applied Psychology. – 1997. – No. 46. – Pp. 5-34.
14. Bierwiaczonek, K., & Waldzus, S: Socio-Cultural Factors as Antecedents of Cross-Cultural Adaptation in Expatriates // International Students, and Migrants: A Review. Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2016. – No. 47(6). – Pp. 767-817. https://doi.org/10.1177/0022022116644526
15. Le D.H., Cropley D.H. and Gleaves D.H: Examining the relationship between mental health, creative thought, and optimism // The International Journal of Creativity & Problem Solving. 2015. – No. 25. Pp. 5-20.
16. Richard V. et al.: Do more creative people adapt better? An investigation into the association between creativity and adaptation // Psychology of Sport and Exercise. – 2018. – Vol. 38. – Pp. 80-89
17. Runco M.A: Tension, adaptability, and creativity. In S. W. Russ (Ed.). A?ect, creative experience, and psychological adjustment Philadelphia, PA // Taylor & Francis. – 1999b. – Pp. 165-194.
18. Searle W and Ward C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions // International Journal of Intercultural Relations. – 1990. – No 14. – Pp. 449-464. doi:10.1016/0147-1767(90)90030-Z
19. Sternberg R.J. // The nature of creativity. Creativity Research Journal. – 2006. – No. 18. – Pp. 87-98. http://dx.doi.org/10.1207/s15326934crj1801_10.
20. Ward C., Fox S., Wilson J., Stuart J. and Kus, L: Contextual influences on acculturation processes: The roles of family, community and society // Psychological Studies. – 2010. – No. 55. – Pp. 26-34
21. Ward C. and Searle W: The impact of value discrepancies and cultural identity on psychological and sociocultural adjustment of sojourners // International Journal of Intercultural Relations. – 1991. – No 15. – Pp. 209-224. doi:10.1016/0147-1767(91)90030-K
22. Wilson J., Ward C. and Fischer R: Beyond culture learning theory: What can personality tell us about cultural competence? // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2013. – No. 44. – Pp. 900-927.

Creativity in the context of adaptation theory and personal value realization

Authors: Popkova Svetlana Valerievna, Postgraduate student, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk

Keywords: сreativity; adaptation; creative practices; divergent thinking

Creativity plays an important role in the meaning and value realization of an individual. It is a way of expressing one's own ideas, emotions, values and meanings. The article examines the role of creativity and the connection with adaptation processes. Creativity interacts with the activity approach, contributing to the formation of new meanings, as a way of inculturation, adaptation of foreign youth and self-realization of personality and human existence within the framework of cross-cultural interaction. The study is based on an analysis of publications by Russian and foreign scientists, as well as on the author's experience in the field of academic migration. The results of the study are presented in three logically structured sections: 1) creativity in the context of adaptation theory, 2) creativity and activity approach, 3) practical application of the results. The activity approach implies the individual's purposeful interaction with the world around him, while influencing his own self-awareness, values and meanings. As a result, the activity of conveying meaning in the creative process is the basis for further research and the introduction of new adaptive practices related to creativity and the value realization of the individual, which take into account specific patterns and the universality of the nature of human cognitive abilities. Transferring meanings, for example, about the cultural heritage of the host community, is a promising direction for introducing new adaptive creative practices in working with academic migrants. The practical results of the study obtained by the author are promising for use by experts in this field. The results became part of the concept of the new project "Arctic Routes", developed and implemented by the author in 2023-2024. The project was supported by the Governor's Center of the Arkhangelsk Region. One of the directions was the introduction of a new approach to working with foreign youth, using creative practices.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки