Творчество в контексте теории адаптации и ценностной реализации личности
Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 167-173]
DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.30
Ключевые слова: творчество; адаптация; творческие практики; дивергентное мышление.
Творчество играет важную роль в смысложизненной и ценностной реализации личности. Оно является способом выражения собственных идей, эмоций, ценностей и смыслов. В статье рассматривается роль творчества и связь с адаптационными процессами. Творчество взаимодействует с деятельностным подходом, способствуя формированию новых смыслов, как способ инкультурации, адаптации иностранной молодежи и самореализации личности и бытия человека в рамках кросс-культурного взаимодействия. Исследование основано на анализе публикаций российских и зарубежных ученых, а также на опыте автора в области академической миграции. Результаты исследования представлены в трех логически структурированных разделах: 1) творчество в контексте теории адаптации, 2) творчество и деятельностный подход, 3) практическое применение результатов. Деятельностный подход подразумевает целенаправленное взаимодействие индивида с окружающим миром, при этом оказывая влияние на собственное самосознание, ценности и смыслы. Вследствие этого, деятельность по передаче смыслов в творческом процессе – это основа для дальнейших исследований и внедрения новых адаптивных практик, связанных с творчеством и ценностной реализацией личности, которые учитывают конкретные закономерности и универсальность характера познавательных (когнитивных) способностей человека. Передача смыслов, например, о культурном наследии принимающего сообщества – перспективное направление для внедрения новых адаптивных творческих практик в работе с академическими мигрантами. Полученные автором практически результаты исследования обладают перспективностью для применения экспертами в данной области. Результаты стали частью концепции нового проекта "Арктическими маршрутами", разработанного и реализованного автором в 2023-2024 гг. Проект был поддержан Губернаторским центром Архангельской области. Одним из направлений стало внедрение нового подхода в работе с иностранной молодежью, используя творческие практики.
1. Абдуллаев А.Н. Философский анализ феномена творчества // Вестник науки и образования. – 2020. – №3-3 (81): URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-analiz-fenomena-tvorchestva
2. Алексеева Л.Л. Этнопедагогические аспекты культурно-образовательной деятельности современных музеев // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 3(152). – С. 192-201.
3. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление?: монография. М., 1993. – 198 с
4. Бескова И.А. Коммуницирующие вселенные // Философия науки. – 2012. – Т. 17, № 1. – С. 98-112.
5. Винокурова Л.В. Экспериментальная психология: монография. – М.: ГПП Печ. Двор, 2003. – 159 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.
7. Князева Е.Н. Энактивизм: Концептуальный поворот в эпистемологии // Вопросы философии. – 2013. – № 10. – С. 91-104
8. Петухов В.В. Общая психология тексты в 3 томах. том 3. Субъект познания. – М., 2005. – С. 268-317.
9. Попкова С. В. Творчество как фундаментальная основа коммуникации и кросс/культурного взаимодействия // Знание. Понимание. Умение. – 2023. – № 4. – С. 218 – 224.
10. Прохоров А.М. Большой Энциклопедический Словарь. – М.: Изд. Большая Российская энциклопедия. Норинт, 2004. – 814 с.
11. Смирнова Н.М. Коммуникация и интерсубъективность // Философия науки. – 2012. – Т. 17, №1. – С. 40-54.
12. Abel Gunter (ed.). Kreativitat. Hamburg: Meiner. – 2006b.
13. Berry J. W: Immigration, acculturation, and adaptation // Applied Psychology. – 1997. – No. 46. – Pp. 5-34.
14. Bierwiaczonek, K., & Waldzus, S: Socio-Cultural Factors as Antecedents of Cross-Cultural Adaptation in Expatriates // International Students, and Migrants: A Review. Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2016. – No. 47(6). – Pp. 767-817. https://doi.org/10.1177/0022022116644526
15. Le D.H., Cropley D.H. and Gleaves D.H: Examining the relationship between mental health, creative thought, and optimism // The International Journal of Creativity & Problem Solving. 2015. – No. 25. Pp. 5-20.
16. Richard V. et al.: Do more creative people adapt better? An investigation into the association between creativity and adaptation // Psychology of Sport and Exercise. – 2018. – Vol. 38. – Pp. 80-89
17. Runco M.A: Tension, adaptability, and creativity. In S. W. Russ (Ed.). A?ect, creative experience, and psychological adjustment Philadelphia, PA // Taylor & Francis. – 1999b. – Pp. 165-194.
18. Searle W and Ward C. The prediction of psychological and sociocultural adjustment during cross-cultural transitions // International Journal of Intercultural Relations. – 1990. – No 14. – Pp. 449-464. doi:10.1016/0147-1767(90)90030-Z
19. Sternberg R.J. // The nature of creativity. Creativity Research Journal. – 2006. – No. 18. – Pp. 87-98. http://dx.doi.org/10.1207/s15326934crj1801_10.
20. Ward C., Fox S., Wilson J., Stuart J. and Kus, L: Contextual influences on acculturation processes: The roles of family, community and society // Psychological Studies. – 2010. – No. 55. – Pp. 26-34
21. Ward C. and Searle W: The impact of value discrepancies and cultural identity on psychological and sociocultural adjustment of sojourners // International Journal of Intercultural Relations. – 1991. – No 15. – Pp. 209-224. doi:10.1016/0147-1767(91)90030-K
22. Wilson J., Ward C. and Fischer R: Beyond culture learning theory: What can personality tell us about cultural competence? // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2013. – No. 44. – Pp. 900-927.
Creativity in the context of adaptation theory and personal value realization
Keywords: сreativity; adaptation; creative practices; divergent thinking