Анализ результатов эффективности профориентационного тестирования в цифровой среде (на примере цифровой платформы "HR+")
Журнал «KANT» №3(48) 2023 [стр. 271-278]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.47
Ключевые слова: профессиональная ориентация; профориентационная диагностика; цифровые инструменты диагностики; поколение Z; критерии оценки способностей; цифровая платформа; экосистема; психолого-педагогический мониторинг.
Цель исследования – анализ эффективности использования цифровой системы "HR+" в профориентационной диагностике, обоснование её структурных компонентов и инструментария, а также влияния "HR+" на выбор профессии у современных старшеклассников. Актуализирована проблематика профессиональной ориентации в современной школе. Определены причины и факторы, препятствующие проведению качественных профориентационных мероприятий в учебных заведениях. Рассматриваются вопросы эффективности цифровых подходов в профориентационной диагностике. Предложен авторский подход к профориентационной диагностике на примере цифровой экосистемы "HR+". В ходе исследования получены результаты, свидетельствующие о высокой степени эффективности и целесообразности использования автоматизированной системы в профориентационной диагностике современных подростков, представителей поколения Z.
1. Какая серость: многие россияне получают зарплаты "в конверте" URL:https://iz.ru/1140589/dmitrii-alekseev/kakaia-serost-mnogie-rossiiane-poluchaiut-zarplaty-v-konverte (дата обращения: 21.01.2023).
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – С. 54-57.
3. Концепция реализации проекта "Билет в будущее". URL: http://rcro.tomsk.ru/wp-content/uploads/2020/04/Kontseptsiya-realizatsii-proforientatsionnogo-proekta-Bilet-v-budushhee-v-2020-godu.pdf (дата обращения: 12 февраля.
4. Письмо Минобразования России от 29.03.1995 № 7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации" URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_9053771 (Дата обращения: 30.01.2023).
5. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 N 1186)].
6. Приказ Минобра РФ от 22 октября 1999 года №636 Об утверждении "Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации" URL: https://docs.cntd.ru/document/58865666 (Дата обращения: 30.01.2023).
7. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 400 с. (Серия "Библиотека школьного психолога") URL: https://psychlib.ru/mgppu/pma-2003/pma-393.htm#$p1 (дата обращения: 22.01.2023).
8. Роструд узнал, сколько россиян работают по специальности. URL: https://ria.ru/20170607/1495988368.html (дата обращения: 20.12.2020).
9. Стало известно, сколько россиян не работают по специальности. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2020/09/10/n_14918648.shtml (дата обращения: 20.06.2022).
10. Тест профессионального личностного типа Голланда. URL: https://psytests.org/profession/hollandA-run.html (дата обращения: 23 декабря 2020).
11. Труд и занятость в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. – Т. 78. – M., 2021. – 177 c. URL: https://rg.ru/2017/08/23/opros-pochti-45-rossiian-zaniaty-v-tenevom-sektore-ekonomiki.html (дата обращения: 22.01.2023).
12. Уровень безработицы в России URL: https://gogov.ru/articles/unemployment-rate (дата обращения: 21.01.2023).
13. Царско А.А., Белгибаев Р., Костюкова Т.А., Царско В.А. "Использование цифровых технологий в профориентации старшеклассников поколения Z посредством экосистемы "HR+" // Мир человека в фокусе психологических метапрактик: материалы VIII Сибирского психологического форума (Международной научной конференции) / под ред. И.А. Филенко. – Томск, 2022. – С. 130-132.
14. Царско А.А. Игровой тренинг как эффективное средство выбора профессии старшеклассниками поколения Z // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2023. – Вып. 2 (48). – С. 37-47.
15. Царско А.А., Костюкова Т.А. Специфика выбора профессии у представителей поколения Z // Антропологические чтения: материалы VIII Антропологических чтений студентов философского и психологического факультетов НИ ТГУ, 25 декабря 2020 г. / Нац. исслед. Том. гос. ун-т; отв. ред. Г. И. Петрова, Т. А. Костюкова. – Томск: [б.и.], 2020. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000795940 (Дата обращения: 22.03.2021).
16. Число самозанятых в России достигло четырёх миллионов. URL: https://rg.ru/2022/01/24/chislo-samozaniatyh-v-rossii-dostiglo-chetyreh-millionov.html (дата обращения: 21.06.2022).
17. "HR+". Автоматизированная цифровая система психолого-педагогического мониторинга (АСППМ). URL: https://asppm.kz/ (Дата обращения: 22.05.2022).
18. "HR+". Автоматизированная цифровая профориентационная система MyCollege. URL: https://mycollege.kz/ (Дата обращения: 22.05.2022).
Analysis of the efficiency results of vocational guidance testing in a digital environment (on the example of the digital platform "HR+")
Keywords: professional orientation; career guidance diagnostics; digital diagnostic tools; generation Z; ability assessment criteria; digital platform; ecosystem; psychological and pedagogical monitoring.