Воспитание как научно-философская проблема: новые подходы в теории и практике
Журнал «KANT» №3(48) 2023 [стр. 121-126]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.20
Ключевые слова: человек; ценность; воспитание; традиционное воспитание; общегражданская идентичность; механизм идентификации; патриотизм.
В статье обсуждается действие некоторых механизмов воспитания и их отличия от иных форм социализации человека. Подчеркивается особенная важность воспитания в духе традиционных ценностей, что в настоящее время выдвигается в качестве стратегической задачи, связанной с безопасностью страны. Обосновывается, что важнейшей составляющей воспитания является индивидуальный и личностный подход, что не означает его плюрализации и анархизации в духе западного, либерального мультикультурализма. Эффективное воспитание невозможно без определенного упорядочивающего начала и ясной шкалы ценностей. В условиях многоконфессиональности и полиэтничности нашей страны в качестве такого системообразующего стержня воспитания должны быть вопросы формирования гражданственной и общероссийской идентичности. И здесь недопустимы проявления регионального, этноконфессионального эгоизма, установки в воспитании, когда коренные вопросы, такие, как отношение к стране, государству, Конституции, праву, составляющие основу российского патриотизма, оказываются вторичными и деформированными. Речь при этом не идет об отказе от своей культурной, этнической и конфессиональной идентичности или о формировании некоторой транскультурной и гибридной идентичности, разрушающей устоявшийся менталитет человека, а о необходимости выдвижения вопросов гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетных и системообразующих, без чего невозможна целостная конструкция воспитания
1. Абдулагатов З.М. Экстремальности религиозного сознания в системе исламского образования Республики Дагестан. Части первая и вторая // Россия и мусульманский мир. – 2021. – №2 (320). – С.28-41; №3 (321). – С.48-62.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М.: Кучково поле, 2016. – 416 с.
3. Волков Ю.Г., Курбатов В.И. Гибридная идентичность: факторы формирования и формы проявления // Гуманитарии Юга России. – 2022. – Т.11(54). – №2. – С.15-26.
4. Лубский А.В. Патриотизм и гражданственность в российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в российском патриотизме // Гуманитарии Юга России. – 2019. – Т. 8(36). – №2. – С.47-66.
5. "Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Указ Президента РФ В.В. Путина от 9 ноября 2022 года, №809. Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (Дата обр.12.06.23).
6. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rm.ru/politics/2012-01-3/1_rtational.html. (Дата обр. 10.04.2023).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 1618-р "Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года". Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70727660/ (Дата обр.12.06.23).
8. Ромадыкина В.С. Патриотизм и этносоциональные отношения как составляющие элементы процесса становления правового государства // КАNТ. 2022. №2 (43). С.175-178.
9. Саркарова Н.А. О патриотизме: за и против, классика и современность // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 225-229.
10. Толкачев С.П. Проблемы гибридной идентичности в современной мультикультурной литературе //Знание. Понимание. Умение. – 2013. – №2. – С. 177-182.
11. Черняева Т.Н. Теория воспитания: краткий курс лекций. – Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, б/г. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/516.pdf. (Дата обр. 12.06.2023).
12. Hall, S. (1988)/ New Ethnicities. Black Film, British Cinema. In K.Mesner (Ed.). Institute of Contemporary Arts. P. 27-30.
13. Maher, J.C. (2010). Metroethnicities and Metalanguages. The Handbook of Language and Globalization. In N. Coupland (Ed.). Oxford: Wiley-Blackwell. P.575-591.
Education as a scientific and philosophical problem: new approaches in theory and practice
Keywords: person; value; education; traditional upbringing; civic identity; identification mechanism; patriotism.