Воспитание как научно-философская проблема: новые подходы в теории и практике

Журнал «KANT» №3(48) 2023 [стр. 121-126]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.20

Авторы: Кафаров Тельман Эмиралиевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии и истории, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Республика Дагестан, Качабеков Амурбек Гасанбекович, кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания, Дагестанский государственный университет; Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Республика Дагестан

Ключевые слова: человек; ценность; воспитание; традиционное воспитание; общегражданская идентичность; механизм идентификации; патриотизм.

Цитировать: Кафаров Т.Э., Качабеков А.Г. Воспитание как научно-философская проблема: новые подходы в теории и практике // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 121-126. EDN: IACZKM. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.20

В статье обсуждается действие некоторых механизмов воспитания и их отличия от иных форм социализации человека. Подчеркивается особенная важность воспитания в духе традиционных ценностей, что в настоящее время выдвигается в качестве стратегической задачи, связанной с безопасностью страны. Обосновывается, что важнейшей составляющей воспитания является индивидуальный и личностный подход, что не означает его плюрализации и анархизации в духе западного, либерального мультикультурализма. Эффективное воспитание невозможно без определенного упорядочивающего начала и ясной шкалы ценностей. В условиях многоконфессиональности и полиэтничности нашей страны в качестве такого системообразующего стержня воспитания должны быть вопросы формирования гражданственной и общероссийской идентичности. И здесь недопустимы проявления регионального, этноконфессионального эгоизма, установки в воспитании, когда коренные вопросы, такие, как отношение к стране, государству, Конституции, праву, составляющие основу российского патриотизма, оказываются вторичными и деформированными. Речь при этом не идет об отказе от своей культурной, этнической и конфессиональной идентичности или о формировании некоторой транскультурной и гибридной идентичности, разрушающей устоявшийся менталитет человека, а о необходимости выдвижения вопросов гражданско-патриотического воспитания в качестве приоритетных и системообразующих, без чего невозможна целостная конструкция воспитания

скачать

Литература:
1. Абдулагатов З.М. Экстремальности религиозного сознания в системе исламского образования Республики Дагестан. Части первая и вторая // Россия и мусульманский мир. – 2021. – №2 (320). – С.28-41; №3 (321). –  С.48-62.
2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. – М.: Кучково поле, 2016. – 416 с.
3. Волков Ю.Г., Курбатов В.И. Гибридная идентичность: факторы формирования и формы проявления // Гуманитарии Юга России. – 2022. – Т.11(54). – №2. – С.15-26.
4. Лубский А.В. Патриотизм и гражданственность в российском обществе, или как преодолеть дефицит гражданственности в российском патриотизме // Гуманитарии Юга России. – 2019. – Т. 8(36). – №2. – С.47-66.
5. "Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Указ Президента РФ В.В. Путина от 9 ноября 2022 года, №809. Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (Дата обр.12.06.23).
6. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. [Электронный ресурс].   URL: http://www.rm.ru/politics/2012-01-3/1_rtational.html. (Дата обр. 10.04.2023).
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 1618-р "Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года". Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70727660/ (Дата обр.12.06.23).
8. Ромадыкина В.С. Патриотизм и этносоциональные отношения как составляющие элементы процесса становления правового государства // КАNТ. 2022. №2 (43). С.175-178.
9. Саркарова Н.А. О патриотизме: за и против, классика и современность // KANT. – 2023. – №2(47). – С. 225-229.
10.  Толкачев С.П. Проблемы гибридной идентичности в современной мультикультурной литературе //Знание. Понимание. Умение. – 2013. – №2. – С. 177-182.
11. Черняева Т.Н. Теория воспитания: краткий курс лекций. – Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, б/г. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/516.pdf. (Дата обр. 12.06.2023).
12.  Hall, S. (1988)/ New Ethnicities. Black Film, British Cinema. In K.Mesner (Ed.). Institute of Contemporary Arts. P. 27-30.
13.  Maher, J.C. (2010). Metroethnicities and Metalanguages. The Handbook of Language and Globalization. In N. Coupland (Ed.). Oxford: Wiley-Blackwell. P.575-591.

Education as a scientific and philosophical problem: new approaches in theory and practice

Authors: Kafarov Telman Emiralievich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Kachabekov Amurbek Gasanbekovich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Dagestan State University; Dagestan State Medical University, Makhachkala, Republic of Dagestan

Keywords: person; value; education; traditional upbringing; civic identity; identification mechanism; patriotism.

The article discusses the effect of some mechanisms of education and their differences from other forms of human socialization. The special importance of upbringing in the spirit of traditional values is emphasized, which is currently put forward as a strategic task related to the security of the country. The emphasis is put on the individual and personal approach as the major component of upbringing, which does not mean its pluralization and anarchization in the spirit of the western liberal multiculturalism. Effective education is impossible without a certain ordering principle and a clear scale of values for all. In a multi-confessional and multi-ethnic country like ours the issues of formation of civil and all-Russian identity should be the system-forming core of upbringing. The manifestations of regional, ethno-confessional egoism are inadmissible here, when fundamental issues such as the attitude to the country, the state, the Constitution and the law, which form the basis of Russian patriotism, become secondary and deformed. We are not talking about the rejection of one's cultural, ethnic and confessional identity or about the formation of some kind of transcultural and hybrid identity, which destroys the established mentality of a person, but about the need to raise the issues of civic-patriotic education as a priority and system-forming, without which the integral structure of education collapses.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки