Современные подходы к определению понятия "компетентность родителя" в отечественном дискурсе

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №1(17) 2024 [стр. 152-158]

DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.18

Авторы: Шестакова Елена Васильевна, директор, ГАУ Свердловской области "Областной центр реабилитации инвалидов", Екатеринбург SPIN-код: 5634-0663

Ключевые слова: родительство; компетентность; междисциплинарный характер проблемы; уровни компетентности; компетентность как процесс.

Цитировать: Шестакова Е.В. Современные подходы к определению понятия "компетентность родителя" в отечественном дискурсе // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №1(17). – С. 152-158. EDN: HLZYPC. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.18

Цель исследования заключается в том, чтобы выделить и систематизировать подходы к определению понятия "компетентность" в отечественном научном дискурсе. В статье представлен анализ основных подходов к определению понятия "компетентность родителя", методологические основания каждого подхода с выявлением достоинств и недостатков. Научная новизна состоит в проведении уточнения понятия "компетентность родителя" с опорой на методологические основания данного понятия. Автор придерживается выделенной позиции, в которой компетентность родителя рассматривается как процесс, который представляет собой результативное взаимодействие в триаде "родитель – ребенок – специалист" через адекватное выполнение роли родителя в данном процессе.

скачать

Литература:
1. Быкова Е.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи / Е.А. Быкова, С.В. Истомина, О.А. Самылова // Перспективы науки и образования. – 2020.– № 4 (46). – С. 111– 125.
2. Гагай В.В., Берестовая А. Ф. Зависимость типа взаимодействия родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья от уровня родительской компетентности / В.В. Гагай, А.Ф. Берестовая // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN521.pdf (дата обращения .2.09.2023)
3. Горбачева В.И. Родительская компетентность как социальная проблема / В.И. Горбачева // Вестник РГГУ. Серия Философия. Социология. Искусствоведение. – 2009. – №2. – С. 276-283.
4. Забродина Л.А. Психологическое сопровождение родителей во взаимоотношениях с детьми / Л.А. Забродина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – Т. 11. – №4. – С. 103-108.
5. Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен // Научный форум: Педагогика и психология: материалы III Международн. науч. конференции (Международный центр науки и образования, ноябрь. 2017 г.). – М.: МЦНО, 2017. – С. 43-47.
6. Коваленко Т.В. Понятие родительской компетенции в современной педагогической практике / Т.В. Коваленко // Евразийский союз ученых (ЕСУ). Серия Педагогические науки. – 2015.– №4 (13). – С. 27-32.
7. Коробкова В.В. Сущность и содержание психолого-педагогической компетентности родителей в современных исследованиях / В.В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. – 2011.– №6. – С. 101-105.
8. Криволапова Н.А., Воробьева Т.П. Условия повышения родительской компетентности / Н.А. Криволапова, Т.П. Воробьева // Психологическое сопровождение формирования родительской компетентности: материалы региональной научно-практической конференции (Курганский государственный педагогический университет, 17 октября 2013 г.). – Курган: Курганский государственный университет, 2013. – С. 13-19.
9. Майер А.А., Гришина Г.Н., Зеленкова Т.В. Компетентностное  родительство: от теории к практике. – Орехово-Зуево: ГГПУ, 2021. – 52 с.
10. Минина А.А. Проблема родительской компетентности в отечественной психолого-педагогической литературе / А.А. Минина // Вестник Псковского государственного университета. Серия Психолого-педагогические науки. – 2017. – № 6. – С. 67-75.
11. Селина В.В. Концепция повышения компетентности родителей в воспитании ребенка / В.В. Селина // Детство глазами психолога и педагога. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. – С.27 – 31.
12. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современном обществе (сфера социальной работы). – СПб.: Изд. Дом С-Петерб. ун-та, 2010. – 138 с.
13. Социальное партнерство семьи и дошкольной образовательной организации как фактор развития базовых компетенций педагогов и родителей / В.Б. Веретенникова, О.Ф. Шихова, Ю.А. Шихов. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019.  – 302 с.
14. Суворова О.В. Специфика структуры психологической компетентности родителей младших школьников / О.В. Суворова // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №6 (49). – С. 241-242.
15. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. – 240 с.

Modern approaches to the definition of the concept of "parent competence" in the domestic discourse

Authors: Shestakova Elena Vasilyevna, Director, GAU of the Sverdlovsk region "Regional Center for Rehabilitation of Disabled people", Yekaterinburg

Keywords: parenting; competence; interdisciplinary nature of the problem; levels of competence; competence as a process.

The purpose of the study is to highlight and systematize approaches to defining the concept of "competence" in the domestic scientific discourse. The article presents an analysis of the main approaches to defining the concept of "parental competence", the methodological basis of each approach, identifying advantages and disadvantages. The scientific novelty lies in the clarification of the concept of "parental competence" based on the methodological foundations of this concept. The author adheres to a distinguished position in which parental competence is considered as a process that represents an effective interaction in the triad "parent – child – specialist" through adequate performance of the parent's role in this process.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки