Досуговые практики молодежи общества потребления в контексте постсубкультурного подхода
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №1(17) 2024 [стр. 134-139]
DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.15
Ключевые слова: молодежь; досуговые практики; субкультура молодежи; общество потребления; общества модерна и постмодерна; социокультурный подход; постсубкультурый подход; субпоток; стиль.
В статье обоснована релевантность постсубкультурного подхода к современным молодежным сообществам, имеющим признаки субкультурных и, в то же время, отличающихся от традиционных субкультурных сообществ эпохи модерна. Осуществлен анализ исходных постулатов постсубкультурной методологии, которая пришла на смену традиционному социокультурному анализу молодежных субкультурных сообществ. Появление постсубкультурной методологии обусловлено заменой молодежных субкультур, пик развития которых пришелся на время общества модерна, гибридными формами досуговых практик периода постмодерна. Они получили название субпотоки, стили и прочие. Автор обосновывает, что постсубкультурные молодежные досуговые сообщества не имеют четкой пространственной локализации и ценностей, признаваемых только его членами, что приводит к замене культурной самоидентификации молодых людей на их саморефлексивность.
1. Амирханов А.М. Триада постмодернистской философии: "смерть бога" – "смерть автора" – "смерть субъекта" // KANT. – 2020. – №2(35). – С. 95-99.
2. Буланова М.Б., Артамонова Е.А. Neet-молодежь: потребительское поведение в новой реальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. – 2022. – Т. 22, № 1. – С. 113-125.
3. Вертяков Д.А. Эволюция молодежных субкультур в современном мире // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской науч.-методич. конф. – Оренбург: Изд-во Оренбургский государственный университет, 2021. – С. 1442-1446.
4. Войтов А.В., Медведев В.С. Аксиологические проблемы общества потребления в современных условиях: социологический взгляд //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – №3. – С. 242-247.
5. Галанина Е.В., Самойлова Е.О. "Околоигровые феномены" как форма современного мифотворчества // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2020. – №40. – С. 5-19.
6. Галушина Н.С. Субкультуры: языки описания в меняющихся социокультурных контекстах // Вестник РГГУ. Серия "История. Филология. Культурология. Востоковедение". – 2016. – №2(11). – С. 120-135.
7. Гостев А.Н., Ботвиньев К.П., Белышев А.А., Назимкина А.А., Насакина Л.Н. Потребители общественных благ: поведение молодежи //Социально-гуманитарные знания. – 2023. – №5. – С. 12-18.
8. Григорьев Н. Ю., Чвякин В. А. Фаббинг как неопределенное явление в структуре социальной девиантологии / Гуманитарий Юга России. – 2021. – Том. 10, №2. – С. 27-37.
9. Гришина А.А. Досуг в обществе потребления: основные тенденции восприятия // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – Т. 195. – С. 75-79.
10. Жаркова М.А. Концепция субпотоков в рамках постсубкультурного подхода к изучению молодёжных субкультур // Вестник ННГУ. – 2012. – №3. – С. 42-45
11. Ильмуратов Э.Т. Репрезентация молодежных субкультур в российском документальном и художественном кино 2010-2020 гг. // Традиционная культура. – 2021. – Т. 22, № 4. – С. 73-83.
12. Киреева М.А. Отношение фанатов видеоигры к официальной локализации (на примере серии видеоигр DEVIL MAY CRY) // Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее: сб. материалов XVIII Региональной науч.-практич. конф. магистрантов, аспирантов и молодых ученых. – Тула, 2022. – С. 85-89.
13. Коваленко А.М. Потребительская идеология в трансформации ценности жизни российской молодежи // Национальное здоровье. – 2018. – №2. – С. 269-275.
14. Коржанова А.А. Субкультуры в современном мире // Школа Науки. – 2018. – №10(10). – С. 65-66.
15. Нелюбин В.С. Вэпорвейв как феномен культуры XXI века // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2018. – №1(9). – С. 47-50.
16. Павлова А.Ю. Культурный герой в субпотоке // Культура и цивилизация. – 2018. – Т. 8, №3А. – С. 30-36.
17. Саранцева М.Е. (Пост)субкультура: современные подходы к исследованию молодежных субкультур // Национальные культуры в межкультурной коммуникации: материалы VII Международной науч.-практич. конф. – Минск: Белорусский государственный университет, 2023. – С. 90-95.
18. Талалаев Н.В. Последствия деформации экономического поведения российской молодёжи в контексте интернализации ценностей общества потребления // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – №11. – С. 212-222;
19. Тихова В.А., Митин С.Н. Понятие социализации и социализационные траектории молодежи в условиях потребительского общества // Симбирский научный вестник. – 2021. – Т. 43, №1. – С. 62-68.
20. Хагуров Т.А. Человек потребляющий: проблемы девиантологического анализа. – М.: ИС РАН, 2006. – 328 с.
21. Muggleton D. Inside subculture: The Postmodern Meaning of Style. – Oxford: Berg, 2000. – 198 p.
22. Weinzierl, R. Subcultural Protest in Times of the Pop-Entrepreneur [Электронный ресурс]. – 2001. – URL: https://transversal.at/transversal/1001/weinzierl/en?hl=Weinzierl (дата обращения: 21.09.2023).
23. Redhead S. The end of the century party: youth and pop towards. Manchester: Manchester University Press, 2000. – 124 p.
Leisure practices of young people in the consumer society in the context of a post-subcultural approach
Keywords: youth; leisure practices; youth subculture; consumer society; modern and postmodern societies; sociocultural approach; post-subcultural approach; substream; style