Звуковые эксперименты в постдраматической игре спектаклей Т. Кулябина

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №1(17) 2024

DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.12

Авторы: Путечева Ольга Анатольевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры Социально-гуманитарных дисциплин, Кубанский медицинский институт, Краснодар SPIN-код: 6717-4294

Ключевые слова: постдраматический театр; звуковая ткань; музыкально-звуковой дизайн; аудио-ресурсы; режиссер Т. Кулябин.

Цитировать: Путечева О.А. Звуковые эксперименты в постдраматической игре спектаклей Т. Кулябина // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №1(17). – С. 111-119. EDN: DYBYQH. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.12

Цель исследования заключается в выявлении креативных моделей создания звукового образа спектаклей. Новаторское отношение к звуковой линии представляет ее как конструктивный фактор, становящийся механизмом развития действия в спектакле и проводником эмоциональной динамики; аудио-символика выполняет функции смысловых кодов произведения. Работа ориентирована на исследование особенностей подхода к средствам музыкально-звукового дизайна в постдраматическом театре современного отечественного режиссера Т. Кулябина. Актуальность исследования аудиоресурсов обусловлена возрастанием роли музыки в театре начала ХХ1 столетия и возможности ангажирования звукового ряда для выражения наиболее сложных и противоречивых чувств. Научная новизна определяется отсутствием исследований, раскрывающих особенности моделей звуковой организации, которая, исходя из глубинных психологических доминант постановки, создаёт условия для поиска и выработки новых смыслов. Музыкальная часть спектакля предопределяет ход развития драматургических линий, обозначает поворотные события, открывает философские глубинные уровни сложного полифонического единства произведения. Характер звучащей среды выступает в качестве вектора, направляющего как работу актеров, так и режиссерское видение. В результате выделено три модели функционирования звукового дизайна в постдраматическом решении: спектакль бессловесной музыкальной пластики; спектакль, сочетающий слово и звуковую среду; спектакль с электронным моделированием звуковых средств и голосов. На примере отдельных спектаклей показаны разносторонние возможности музыкально-звукового ряда в формировании гармонического единства всего спектакля, что позволяет сделать вывод об усилении смыслового и выразительного значения звуковой среды в сложном перформативном единстве.

скачать

Литература:
1. Банасюкевич А. Как звучит жизнь. // Театр (блог). 16.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://oteatre.info/kak-zvuchit-zhizn/ (Дата обращения 23.11.2023).
2. Бушмакина Т. "Стараюсь не попадаться на удочку ремесленничества". Интервью Тимофея Кулябина. [Электронный ресурс].  URL:  https://miraman.ru/posts/1996 (Дата обращения 23.11.2023).
3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. С.Н. Зенкина. Ин-т экспериментальной социологии. – М.: Алетейя, 1998. – 288 с.
4. Егорова Т.К. "To be or not to be?" в дискурсе проблемы ценностной самоидентификации музыки в театральном спектакле // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 53-61. EDN: JUPJPS. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.7
5. Курышева Т. Театральность и музыка. / Т. Курышева – М.: Советский композитор, 1984. – 200 с.
6. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Х.-Т. Леман – М.: Изд-во АВСdesian, 2013. – 312 с.
7. Макухина Д.И. Режиссура Тимофея Кулябина в драматическом театре. Дипломная работа // Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. – СПб., 2015. [Электронный ресурс]. URL:http://propis.spb.ru/node/202 (Дата обращения 17.03.2023).
8. Ремез О.Я. "Мастерство режиссера. Пространство и время спектакля": учеб. пос. для студентов театральных вузов и институтов культуры. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
9. Руднев П. Код неизвестен // Театр (блог). 04. 11. 2013 [Электронный ресурс]. URL:  oteatre.info/kod-neizvesten/. (Дата обращения 17.03.2023).
10. Самойленко С. Цветные танцы "Без слов". Театр "Красный факел" (Новосибирск). Режиссер Тимофей Кулябин // Петербургский театральный журнал. – 2010. – №4(62). [Электронный ресурс].  URL:  ptj.spb.ru/archive/62/far-distance-62/cvetnye-tancy/ (Дата обращения 17.03.2023).
11. Холопова В. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы Первой Российской научно-практической конференции, 4-5– декабря 2000 г., г. Москва. – М.-Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – С. 55-76.
12. Шендерова А. Пьеса без слов "Три сестры" Тимофея Кулябина на фестивале "Территория" // КоммерсантЪ. – 2015. – №189. – С. 11. [Электронный ресурс].  URL: https://www.kommersant.ru/doc/2831550 (Дата обращения 17.03.2023).

Sound experiments in the post-dramatic play of T. Kulyabin 's performances

Authors: Putecheva Olga Anatolyevna, PhD of History of Arts, Associate Professor, Kuban Medical Institute, Krasnodar

Keywords: post-drama theater; sound fabric; music and sound design; audio resources; directed by T.Kulyabin.

The study explores the peculiarities of the approach to the means of musical and sound design in the post-drama theater of the modern domestic director T. Kulyabin. The relevance of the study of audio resources is due to the increasing role of music in the theater of the early XX1 century and the possibility of engaging the sound series to express the most complex and contradictory feelings. The purpose of the study is to identify creative models for creating a sound image of performances. The innovative attitude to the sound line represents it as a constructive factor that becomes a mechanism for the development of action in the performance and a conductor of emotional dynamics; audio symbolism performs the functions of semantic codes of the work. The scientific novelty is determined by the lack of research revealing the features of the models of sound organization, which, based on the deep psychological dominants of the production, creates conditions for the search and development of new meanings. The musical part of the performance determines the course of development of dramatic lines, designates turning events, opens philosophical deep levels of the complex polyphonic unity of the work. The nature of the sounding medium acts as a vector guiding both the work of the actors and the director's vision. As a result, three models of sound design functioning in a post-dramatic solution are identified: a performance of wordless musical plasticity; a performance combining a word and a sound environment; a performance with electronic modeling of sound means and voices. On the example of individual performances, the versatile possibilities of the musical and sound series in the formation of the harmonic unity of the whole performance are shown, which allows us to conclude that the semantic and expressive meaning of the sound environment is enhanced in a complex performative unity.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки