Звуковые эксперименты в постдраматической игре спектаклей Т. Кулябина
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №1(17) 2024
DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.12
Ключевые слова: постдраматический театр; звуковая ткань; музыкально-звуковой дизайн; аудио-ресурсы; режиссер Т. Кулябин.
Цель исследования заключается в выявлении креативных моделей создания звукового образа спектаклей. Новаторское отношение к звуковой линии представляет ее как конструктивный фактор, становящийся механизмом развития действия в спектакле и проводником эмоциональной динамики; аудио-символика выполняет функции смысловых кодов произведения. Работа ориентирована на исследование особенностей подхода к средствам музыкально-звукового дизайна в постдраматическом театре современного отечественного режиссера Т. Кулябина. Актуальность исследования аудиоресурсов обусловлена возрастанием роли музыки в театре начала ХХ1 столетия и возможности ангажирования звукового ряда для выражения наиболее сложных и противоречивых чувств. Научная новизна определяется отсутствием исследований, раскрывающих особенности моделей звуковой организации, которая, исходя из глубинных психологических доминант постановки, создаёт условия для поиска и выработки новых смыслов. Музыкальная часть спектакля предопределяет ход развития драматургических линий, обозначает поворотные события, открывает философские глубинные уровни сложного полифонического единства произведения. Характер звучащей среды выступает в качестве вектора, направляющего как работу актеров, так и режиссерское видение. В результате выделено три модели функционирования звукового дизайна в постдраматическом решении: спектакль бессловесной музыкальной пластики; спектакль, сочетающий слово и звуковую среду; спектакль с электронным моделированием звуковых средств и голосов. На примере отдельных спектаклей показаны разносторонние возможности музыкально-звукового ряда в формировании гармонического единства всего спектакля, что позволяет сделать вывод об усилении смыслового и выразительного значения звуковой среды в сложном перформативном единстве.
1. Банасюкевич А. Как звучит жизнь. // Театр (блог). 16.10.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://oteatre.info/kak-zvuchit-zhizn/ (Дата обращения 23.11.2023).
2. Бушмакина Т. "Стараюсь не попадаться на удочку ремесленничества". Интервью Тимофея Кулябина. [Электронный ресурс]. URL: https://miraman.ru/posts/1996 (Дата обращения 23.11.2023).
3. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. С.Н. Зенкина. Ин-т экспериментальной социологии. – М.: Алетейя, 1998. – 288 с.
4. Егорова Т.К. "To be or not to be?" в дискурсе проблемы ценностной самоидентификации музыки в театральном спектакле // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №4(16). – С. 53-61. EDN: JUPJPS. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-16.7
5. Курышева Т. Театральность и музыка. / Т. Курышева – М.: Советский композитор, 1984. – 200 с.
6. Леман Х.-Т. Постдраматический театр / Х.-Т. Леман – М.: Изд-во АВСdesian, 2013. – 312 с.
7. Макухина Д.И. Режиссура Тимофея Кулябина в драматическом театре. Дипломная работа // Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. – СПб., 2015. [Электронный ресурс]. URL:http://propis.spb.ru/node/202 (Дата обращения 17.03.2023).
8. Ремез О.Я. "Мастерство режиссера. Пространство и время спектакля": учеб. пос. для студентов театральных вузов и институтов культуры. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
9. Руднев П. Код неизвестен // Театр (блог). 04. 11. 2013 [Электронный ресурс]. URL: oteatre.info/kod-neizvesten/. (Дата обращения 17.03.2023).
10. Самойленко С. Цветные танцы "Без слов". Театр "Красный факел" (Новосибирск). Режиссер Тимофей Кулябин // Петербургский театральный журнал. – 2010. – №4(62). [Электронный ресурс]. URL: ptj.spb.ru/archive/62/far-distance-62/cvetnye-tancy/ (Дата обращения 17.03.2023).
11. Холопова В. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы Первой Российской научно-практической конференции, 4-5– декабря 2000 г., г. Москва. – М.-Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – С. 55-76.
12. Шендерова А. Пьеса без слов "Три сестры" Тимофея Кулябина на фестивале "Территория" // КоммерсантЪ. – 2015. – №189. – С. 11. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2831550 (Дата обращения 17.03.2023).
Sound experiments in the post-dramatic play of T. Kulyabin 's performances
Keywords: post-drama theater; sound fabric; music and sound design; audio resources; directed by T.Kulyabin.