Особенности использования личных страниц кандидатов в предвыборной агитации на выборах в городскую думу Екатеринбурга в 2023 году
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №1(17) 2024 [стр. 82-96]
DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.10
Ключевые слова: информационное общество; агитация; избирательный процесс; кандидаты; Екатеринбург; социальные сети; выборы.
В статье осуществляется анализ влияния личных страниц кандидатов на их победу на выборах в Городскую думу Екатеринбургу 11 сентября 2023 года. Цель исследования – изучение взаимосвязи между активностью кандидатов в социальных сетях и их победой на выборах. Теоретической базой исследования стало понятие "информационное общество", по Э. Тоффлеру и Д. Беллу. Для понимания исторического контекста исследования были рассмотрены работы политологов и социологов, проводивших оценку роли социальных сетей на выборах в региональные органы власти и в Государственную Думу России. В исследовании применялся метод контент-анализа с использованием сервиса Popsters. В статье выявляется эффективность использования социальных сетей в избирательной кампании. Эмпирической базой исследования стали аккаунты кандидатов в социальных сетях "Одноклассники" и "Вконтакте". Для победы кандидатам необходимо иметь широкую аудиторию в социальных сетях, аудитория должна быть активной, контентом страницы кандидата должна быть его общественная деятельность, а также кандидат должен активно вести свою страницу. В результате была создана стратегия использования социальных сетей для улучшения предвыборной агитации.
1. Тоффлер. Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2004. – 345 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. – Изд. 2-ое, испр. и доп. – М.: Academia, 2004. CLXX. – 788 с.
3. Карцхия А.А. Цифровая революция: новые технологии и новая реальность // Правовая информатика. – 2017. – №1. – С. 13-18.
4. Нисневич Ю.А. Политические реалии в условиях постиндустриального транзита. Моделирование реальности в пространстве разнообразия // Гуманитарные исследования общественных процессов: материалы Международной науч. конф. (25 октября 2012 года). – M.: ЛЕНАНД, 2012. – С.131-138.
5. Керимов А.А., Попцов Д.А. Имидж политического лидера в эпоху цифровых медиа-технологий: особенности формирования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. – 2020. – №3. – С. 366-370
6. В. Ю.Тимошко. Концепция "сетевого общества" М. Кастельса: социально-философский анализ: материалы 79-й науч. конф. студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, Минск, 10-21 мая 2022 г. В 3 ч. Ч. 2 / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. Г. Сафонов (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2023. – С. 679-682.
7. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 14. 02.2014] // Собрание законодательств РФ. 2014. № 8(ч.1). Ст. 740.
8. Надпорожский И.А, Применение интернет-технологий в российских избирательных кампаниях // Скиф. – 2018. – №1. – С. 117-121.
9. Танцура М.С., Гриценко Р.А., Прокопчук Д.Д. Сравнительный анализ использования интернет-технологий для политической агитации в России в избирательных циклах 2011 и 2016 гг. // Общество: политика, экономика, право. – 2018. – №1. – С. 9-14
10. Конышева Е.Б., Хайретдинова Э.Р. Оценка активности избирательных кампаний региональных политиков в пространстве сети Интернет накануне выборов в Государственную Думу VII созыва // PolitBook. – 2016. – №4. – C. 144-165.
11. Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) // [Электронный ресурс] URL: http://gubernator96.ru/uploads/document/633/100-ug_180320.pdf (дата обращения 11.11.2023)
12. Чиркин Д.Ю., Колмаков А.Д. Активность в социальных сетях как фактор победы кандидата на примере праймериз в Свердловской области // Культура, личность, общество в условиях пандемии и пост-пандемии: методология, опыт эмпирического исследования: материалы ХХV Международ. конф. памяти проф. Л.Н. Когана, Екатеринбург, 17-19 марта 2022 года / отв. ред. А.Н. Новгородцева – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 657-669.
13. Aлагоз А.В. Интернет и социальные сети как каналы коммуникации политических партий с избирателями в Кемеровской области – Кузбассе (результаты анализа веб-сайтов и сетевого контента) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2022. – №1. – C. 1-11.
14. Лавров И.А. Партии в цифровых джунглях // Вестник ГУУ. – 2021. – №12. – C. 168-178.
15. Юшкина Н. А. Электоральный потенциал публичных политиков в социальных сетях // Вестник ГУУ. – 2022. – №1. – C. 188-191.
16. Путин расширил полномочия губернаторов для борьбы с коронавирусом // Ведомости. [Электронный ресурс]. URL:https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/04/02/826921-putin-rasshiril-polnomochiya (дата обращения 02.11.2023)
17. Деятельность государственных институтов // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-gosudarstvennykh-institutov/page (дата обращения 04.11.2023)
18. Россия запретила Instagram и Facebook за экстремизм // ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/14135927 (дата обращения 10.11.2023)
19. Сотников С.А., Сотников А.А., Камнева Г.П. Особенности применения технологий интернет-коммуникации в политических кампаниях России // Вестник ЗабГУ. – 2019. – №2. – С. 96-104.
20. Попцов Д.А. Новые медиа в контексте формирования общественного мнения // Дискурс-Пи. – 2020. – №3(40). – С. 140-152.
21. В Свердловской области выросла доля активных пользователей интернета. [Электронный ресурс] // Аргументы и Факты. URL: https://ural.aif.ru/society/v_sverdlovskoy_oblasti_vyrosla_dolya_aktivnyh_ polzovateley_interneta (дата обращения 01.11.2023)
Peculiarities of using profiles in social media by candidates for electoral agitation on elections of City duma of Yekaterinburg in 2023
Keywords: Information society; agitation; electoral process; candidates; Yekaterinburg; social media; elections.