Историко-политические и социально-экономические предпосылки появления западноевропейского мyзыкального искусства в странах Дальнего Востока: Китай, Япония, Корея
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №1(17) 2024 [стр. 35-43]
DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.5
Ключевые слова: Дальний Восток; музыкальная культура; европейская музыка; культурная модернизация; музыкальная культура стран Дальнего Востока; западноевропейская академическая музыкальная культура; модернизация культуры и искусства в странах Дальнего Востока.
Исследование сконцентрировано на истории появления, распространения и ассимиляции западноевропейского музыкального искусства в странах Дальнего Востока, в связи с социально-экономическими и политическими изменениями в государственных структурах Китая, Японии и Кореи. Кардинальные изменения, коснувшиеся стран Дальнего Востока в ходе модернизации, централизации государства и единения наций внутри каждой страны, и даже милитаризации (примером которой является Япония), серьезным образом повлияли на общество этих стран. Это вызвало формирование новых форм образования. Кроме этого, происходило развитие большинства отраслей науки, культуры и искусства. Внедрение западноевропейского опыта проходило в тесной связи с историко-социальными переменами и реформами в японском, корейском и китайском обществах. Процесс заимствования и ассимиляции академической музыкальной культуры проходил под иностранным влиянием на уровне преподавательской и исполнительской практики, миссионерской и дипломатической деятельности, и т.п. За сравнительно короткий промежуток времени был сформирован новый менталитет в Китае, Японии и Корее. В этих странах образовалась своеобразная субкультура, на многие годы вперед предопределившая развитие новой музыкальной культуры на Дальнем Востоке.
1. Акияма Кэндзо История Ниппон // История Японии: сб. исторических произведений / под ред. И.А. Настенко. – М.: Русская панорама, 2003. – С. 381-488.
2. Ан Су Ми. Диалог культур в истории Кореи: автореф. кандидата культурологии. – М., 2005. – 24 с.
3. Ван Пэй Западные традиции игры на флейте в истории Китая // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2021. – №4. – С. 151-158.
4. Гончаров И.А. Фрегат "Паллада". – М.: Советская Россия, 1976. – 608 с.
5. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. Конец ХVI – начало ХХ века. – М.: Наука, 1986. – 286 с.
6. Домбраускене Г.Н. Музыкальное наследие протестантизма в Южной Корее: к вопросу о трансмиссии культуры в дихотомии Запада и Востока // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2013. – №3. – С. 12-20.
7. Дубровская М.Ю. Ямада Косаку и формирование японской композиторской школы. – Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория им. М.И. Глинки, 2004. – 572 с.
8. История Японии. Т. І. С древнейших времен до 1868 г. / отв. ред. А.Е. Жуков. – М.: Институт востоковедения РАН, 1998. – 659 с.
9. Иэнага Сабуро. История японской культуры. – М.: Прогресс, 1972. – 269 с.
10. Клобукова Н.Ф. Западная музыкальная культура в Японии периода Мэйдзи (1868-1912): заимствование и адаптация: дисс. – М., 2018. – 486 с.
11. Ломанов А.В. Христианство и китайская культура. – М.: Восточная литература, 2002. – 446 с.
12. Оркестры военно-морского флота. Начало западной музыки в Японии / На япон. языке, ред. Ёсими Сатору. – Токио: Кокусё канкокай, 1984. – 298 с.
13. Осадчая Д.Н. Корея между Западом и Востоком: контакты цивилизаций и их последствия (ХIХ – начало ХХ вв.): автореф. канд. исторических наук. – Краснодар, 2006. – 28 с.
14. Прожогина С.В. Западные воздействия на культуры Востока: контакты и конфликты // Ориенталистика. – 2019. – №2(2). – С. 457-471.
15. Суда Е. Западные влияния в музыкальном искусстве Японии периода Мейдзи (1868-1912). – Киев: Музична Україна, 2017.
16. Хибата Осукэ, Хибата Сэкко Рисунки, изображающие визит американского адмирала Перри. – Токио: Ёсида Итиро, 1930.
17. Чуньин Ч. Музыка российской эмиграции и развитие музыкальной культуры в Харбине в первой половине ХХ века // Педагогическое мастерство: материалы IV Международной науч. конф. (Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 27-28.
18. Ханья С. Рафаэль Густавович Кёбер – первый российский немец в Японии // Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие (1871-1941 гг.). – М.: МДЦ Холдинг, 2002. – С. 239-250.
19. Соореr Мiсhаеl Тhе Jараnеsе missiоn tо Еиrоре, 1582-1590: thе jоиrnеу оf fоиr sаmиrаi bоуs thrоиgh Роrtиgаl, Sраin аnd Itаlу. Glоbаl Оriеntаl, 2005. – 262 р.
20. Наriсh-Sсhnеidеr Еtа А Нistоrу оf Jараnеsе Миsiс. – Lоndоn, 1973. – 742 р.
21. Еррstеin Urу Тhе Веginnings оf Wеstеrn Миsiс in Меiji Еrа Jараn. Stиdiеs in thе Нistоrу аnd Intеrрrеtаtiоn оf Миsiс. – Еdwin Меllеn Рrеss, 1994. – 156 р.
22. Sаекi Р.Y. Тhе Nеstоriаn dосиmеnts аnd rеliсs in Сhinа. – 1937.
Historical-political and socio-economic prerequisites for the emergence of the western European musical art in the countries of the far east: China, Japan, Korea
Keywords: Far East; musical culture; European music; cultural modernization; musical culture of the countries of the Far East; Western European academic musical culture; modernization of culture and art in the countries of the Far East.