Русофобские сценарии западной экранной культуры на примерах кино и видеоигр

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №1(17) 2024 [стр. 12-18]

DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.2

Авторы: Лосев Дмитрий Вячеславович, ассистент кафедры Философии, культурологии и социологии, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород SPIN-код: 7891-4828

Ключевые слова: антисоветизм; западная экранная культура; идеология; информационная война; массовая культура; пропаганда; русофобия.

Цитировать: Лосев Д.В. Русофобские сценарии западной экранной культуры на примерах кино и видеоигр // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №1(17). – С. 12-18. EDN: AWGGCL. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.2

Цель исследования – изучить практики русофобии в западной экранной культуре. Обозначены историко-политические корни русофобии в данной сфере. Русофобия определяется как с точки зрения многоаспектной неприязни к России, так и конкретно политической, выражаемой в негативизации идеи суверенного российского государства. В качестве ключевых проявлений этой неприязни указываются искаженные отрицательные представления об истории России, российском обществе и российской политике, нередко носящие откровенно обвинительный характер, а также позитивно окрашенные образы западной цивилизации и ее представителей, историческая и экзистенциальная миссия которых – положить конец политическому и культурному суверенитету России. Для наглядности изложения поставленной проблемы в статье разбираются сюжеты популярных фильмов и игр, содержащие русофобские и антисоветские мотивы. Проводится научная интерпретация данных содержаний и актуализируется необходимость их изучения с точки зрения национальной безопасности.

скачать

Литература:
1. Белоусова К.А. США – Европа: начало властных отношений / К.А. Белоусова // Власть. – 2017. – №1. – С. 112-117.
2. Горячева А.И., Мачнев И.П. Информационная война как элемент гибридной войны / А.И. Горячева, И.П. Мачнев // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2023. – №5(81). – С. 168-172.
3. Демин К.А., Пушкарева И.Н., Тагильцева Ю.Р. Компьютерные игры военного жанра как элемент пропаганды в информационной войне России и США / К.А. Демин, И.Н. Пушкарева, Ю.Р. Тагильцева // Политическая лингвистика. – 2016. – №5. – С. 110-116.
4. Зимасова А.А., Тимонин А.Н. Истоки появления мифа о том, что нацизм и коммунизм одно и то же / А.А. Зимасова, А.Н. Тимонин // E-Scio. – 2020. – №4(43). – С. 668-674.
5. Ильин А.Н. Русофобия как идеологический тренд в информационном пространстве Запада / А.Н. Ильин // Свободная мысль. – 2020. – №1(1679). – С. 23-34.
6. Кара-Мурза С.Г. Русофобия Запада / С.Г. Кара-Мурза // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2015. – №1(39). – С. 6-14.
7. Наумова Т.Ю. Особенности супергеройского комикса как мифологической структуры / Т.Ю. Наумова // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – №2. – С. 312-317.
8. Неменский О.Б. Русофобия как идеология / О.Б. Неменский // Вопросы национализма. – 2013. – №1(13). – С. 26-65.
9. Петрова А.П. Культурный герой и экранный герой: сущностные характеристики образа / А.П. Петрова // Художественная культура. – 2021. – №1(36). – С. 244-265.
10. Пожаров А.И. Достоверность фантома. О новых методах моделирования альтернативного прошлого в экранной культуре (на примере сериала "Чернобыль") / А.И. Пожаров // Наука телевидения. – 2020. – №16.3. – С. 33-57.
11. Руссев Н. Русский мир и русская державность / Н. Руссев // Русин. – 2009. – №1. – С. 145-154.
12. Стрелецкий Я.И. Историческая правда: направления и приемы ее фальсификации // KANT. – 2022. – №1(42). – С. 166-172. DOI: 10.24923/2222-243X.2022-42.31.
13. Шинтарь Т.А. Архетипические образы современной социальной мифологии / Т.А. Шинтарь // Философская мысль. – 2022. – №5. – С. 31-40.
14. Meighoo S. Culture, Eurocentrism, and The Work of Ideology / S. Meighoo // Cultural Critique. University of Minnesota Press. – 2020. – № 107. – P. 166-178.
15. Yu T. Propaganda to persuade / T. Yu // Political Science Research and Methods. – 2021. – № 9(2). – P. 438-444.

Russophobic scenarios of western screen culture on the examples of movies and video games

Authors: Losev Dmitrii Vyacheslavovich, Assistant, Department of Philosophy, Cultural Studies and Sociology Novgorod State University named after Yaroslav the Wise, Veliky Novgorod

Keywords: anti-Sovietism; Western screen culture; ideology; information warfare; mass culture; propaganda; Russophobia.

The purpose of the study is to study the practices of Russophobia in Western screen culture. The historical and political roots of Russophobia in this area are outlined. Russophobia is defined both in terms of multidimensional hostility to Russia, and specifically political, expressed in the negativization of the idea of a sovereign Russian state. The key manifestations of this hostility are distorted negative ideas about the history of Russia, Russian society and Russian politics, which are often openly accusatory, as well as positively colored images of Western civilization and its representatives, whose historical and existential mission is to put an end to Russia's political and cultural sovereignty. For clarity of the presentation of the problem posed, the article examines the plots of popular films and games containing Russophobic and anti-Soviet motives. The scientific interpretation of these contents is carried out and the need for their study from the point of view of national security is actualized.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки