Фарфоровая пластика в экспозиции выставки "русские балетные сезоны" по проекту Международного союза хореографов

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №3(15) 2023 [стр. 135-140]

DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.17

Авторы: Портнова Татьяна Васильевна, доктор искусствоведения, профессор. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Москва ORCID: 0000-0002-4221-3923

Ключевые слова: мелкая пластика; экспозиционный проект; "Русские сезоны"; фарфоровое производство.

Цитировать: Портнова Т.В. Фарфоровая пластика в экспозиции выставки "русские балетные сезоны" по проекту Международного союза хореографов // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 135-140. EDN: YDEACS. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.17

В статье анализируется фарфоровая пластика, входящая в состав экспозиции и занимающая основное место на выставке современного проекта "Русские балетные сезоны", организованного Международным союзом хореографов (2023 г). Рассматриваются два значимых исторических периода (рубеж XIX-XX вв. и XX в.) и три направления в интерпретации балета, представленные на выставке (актерские образы в ролях, произведения по мотивам танца, сказочная тематика, опосредованно, связанная и звучащая в контексте с хореографическим искусством). Для автора оказывается интересным сценическое перевоплощение, трансформация - особое состояние художественного инобытия образа, включенного в систему поэтической условности. Здесь появляется возможность затронуть не только узкопрофессиональные взаимоотношения балета и скульптурной пластики, но найти пути к пониманию существенных сторон развития синтеза искусств. Используя историко-хронологический метод в исследовании темы, автор в контексте развития фарфорового производства, начиная с XVIII по ХХ вв. выделяет специфические черты произведений, особенности творческих методов, как мастеров скульптуры, так и показанных ими артистов-исполнителей, принадлежащих к двум основным национальным школам классической хореографии (Петербургской и Московской). В заключении говорится о важном вкладе фарфорового искусства в иконографию Русского балета.

скачать

Литература:
1. Белый А. Символизм как миропонимание. – М. : Республика, 1994. -528 с.
2. Буровик К. А. Фарфор Императорского фарфорового завода России // Красная книга вещей: словарь. – М.: Экономика, 1996. – С. 157-160. – 215 с.
3. Иванова Е.В. Сказочные образы в интерьерной пластике художников-фарфористов Ленинградского завода фарфоровых изделий в 1950-1960-е годы // Новое искусствознание. – 2019. – №2. – С. 56-60.
4. Карякина Т.М. Марки русского фарфора, фаянса и майолики: Полный энциклопедический справочник. – СПб.: Деан, 1998. – 191 с.
5. Карякина Т. Д. Черты стиля барокко в западноевропейской фарфоровой пластике ХVIII века // Вестник МГУ. Серия: История. – 2009. – № 2. – С. 96-107.
6. Крюкова И. А. Малая декоративная пластика // Советское декоративное искусство 1945-1975: Очерки истории. – М.: Искусство, 1989. – С. 120-121.
7. Некрасова-Каратеева О.Л. Трёхсотлетняя слава мейсенского фарфора // Общество. Среда. Развитие. – 2010. – № 4(17). – С. 161-164.
8. Мороз И.И., Комская М.С., Сивчикова. М.Г. Справочник по фарфоро-фаянсовой промышленности. – Т. 1-2. – М.: Лег. индустрия, 1976. – Т. 1. – 1980. – 350 с.: ил. Т. 2. – 1980. – 350 с.
9. Полисадова О.Н. "Русские сезоны" Сергея Дягилева как художественная парадигма развития балетного искусства ХХ века // Культурология и искусствоведение : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Зебра, 2015. – С. 71-77. – URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/155/7816/ (дата обращения: 03.06.2023).
10. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. – М.: Галарт, 2001. – 304 с.
11. Советский балет в творчестве Е.А. Янсон-Манизер. Альбом / [сост. и худож.-фотограф В.В. Стрекалов. – Л.: Художник РСФСР, 1965. – 130 с.
12. Фриче: К. старейший фарфоровый завод в Фолькштедтере. Ваша история от основания до сегодняшнего дня, Arnoldsche Art, Штутгарт 2013. – URL: https://deru.abcdef.wiki/wiki/Aelteste_Volkstedter_Porzellanmanufaktur
13. Catalogue of ballet and theatre material, including costume and decor designs portraits, bronze and porcelain figures and books. – London: 1977 – 85 p.
14. "S. Diaghilev and Russian porcelain before and after the revolution", Международный керамический семинар (International Ceramic Fair), Лондон, 2013.

Porcelain plastic in the exposition of the exhibition "Russian ballet seasons" by the project of the International Union of Choreographers

Authors: Portnova Tatiana Vasilievna, DSc of Art history, Professor, State University. Russia named after A.N. Kosygin, Moscow

Keywords: fine plastics; exhibition project; "Russian Seasons"; porcelain production.

The article analyzes the porcelain plastics, which are part of the exposition and occupy the main place at the exhibition of the modern project "Russian Ballet Seasons", organized by the International Union of Choreographers (2023). Two significant historical periods (the turn of XIX-XX centuries and XX century) and three directions in the interpretation of ballet presented in the exhibition are considered (acting images in roles, works based on the dance, fairy-tale themes, indirectly, connected and sounding in the context of choreography). For the author it is interesting to see the stage reincarnation, transformation - a special state of artistic otherness of the image, included in the system of poetic conventionality. Here there is an opportunity to touch not only narrowly professional relationship of ballet and sculptural plastic, but to find ways to understand the essential aspects of the development of the synthesis of arts. Using the historical and chronological method in the study of the topic, the author, in the context of the development of porcelain production from the 18th to the 20th centuries, highlights the specific features of the works, the features of the creative methods of both sculptors and the dancers shown by them, belonging to the two main national schools of classical choreography (St. Petersburg and Moscow). It concludes with the important contribution of porcelain art to the iconography of the Russian ballet.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки