Музыка как средство создания кульминаций в киноинтерпретациях романа Л. Толстого "Анна Каренина"

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №3(15) 2023 [стр. 129-134]

DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.16

Авторы: Шак Татьяна Фёдоровна, доктор искусствоведения, профессор, Александрова Диана Александровна, аспирант , Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар

Ключевые слова: кульминация; "Анна Каренина"; киноинтерпретация; композитор; музыкальный компонент; драматургия; лейтмотив; киномузыка.

Цитировать: Шак Т.Ф., Александрова Д.А. Музыка как средство создания кульминаций в киноинтерпретациях романа Л. Толстого "Анна Каренина" // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 129-134. EDN: ZFTFPI. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.16

Статья посвящена анализу кульминаций с точки зрения влияния на них музыкального компонента в нескольких киноинтерпретациях романа Л. Толстого "Анна Каренина". Цель исследования – выявить роль музыки в создании кульминаций как одного из важнейших компонентов драматургии. Новизна исследования определяется отсутствием систематизации данного явления в контексте анализа киномузыки. В качестве материала избрана музыка следующих экранизаций романа Л. Толстого "Анна Каренина": СССР, 1967, режиссер А. Зархи, композитор Р. Щедрин; США, 1997 режиссер Б. Роуз; Великобритания, 2012, режиссер Дж. Райт, композитор Д. Марианелли; Россия, 2017, режиссер К. Шахназаров, композитор Ю. Потеенко. В результате выявлена необходимость глубокой взаимосвязи музыки и вербально-визуального ряда в кульминациях фильма для достижения максимального эффекта воздействия на зрителя.

скачать

Литература:
1. Евтеева И.В. Кинодраматургия и строение фильма: учебное пособие/ – СПб. : Лань : Планета музыки, 2020. – 292 с.; ил.
2. Егорова Т.К. Музыка советского фильма: дис. … д-ра искусствоведения. – М., 1998. – 468 с.
3. Ефимова Н.Н. Звук в эфире / Н. Ефимова. – М.: Академия медиаиндустрии, 2015. – 146 с.
4. Лисса З. Эстетика киномузыки / З. Лисса. – М.: Музыка, 1970. – 495 с.
5. Митта А.Н. Кино между раем и адом / А. Митта. – М.: ИТ, 2014. – 355 с.
6. Михеева Ю.В. Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе / Ю.В. Михеева – М.: ВГИК, 2016. – 241 с.; ил.
7. Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства: учеб. пособие для некинематогр. Вузов / под ред. И. В. Вайсфельда. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1985. – 368 с.; ил.
8. Рычков К. Н. Классическая музыка в голливудском кино // Научный вестник Московской консерватории. – 2012.– № 1. – С. 148-169.
9. Цицишвили Ю. Г. Музыка как драматургический фактор в киноинтерпретациях романов Ф.М. Достоевского: дис. ... канд. искусствоведения. – Ростов-на-Дону, 2013. – 208 с.
10. Шак Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста. На материале художественного и анимационного кино: учебное пособие. – 2-е издание, дополненное. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. – 384 с.

Music as a means of creating climinations in cinema interpretations of L. Tolstoy's novel "Anna Karenina"

Authors: Shak Tatyana Fedorovna, DSc of Arts, Professor, Alexandrova Diana Alexandrovna, Postgraduate student , Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar

Keywords: climax; Anna Karenina; film interpretation; composer; musical component; dramaturgy; leitmotif; film music.

The article is devoted to the analysis of climaxes from the point of view of the influence of the musical component on them in several film interpretations of L. Tolstoy's novel "Anna Karenina". The purpose of the study is to identify the role of music in the creation of climaxes as one of the most important components of drama. The novelty of the study is determined by the lack of systematization of this phenomenon in the context of the analysis of film music. The music of the following film adaptations of L. Tolstoy's novel "Anna Karenina" is chosen as the material: USSR, 1967, directed by A. Zarkhi, composer R. Shchedrin; USA, 1997, directed by B. Rose; Great Britain, 2012, directed by J. Wright, composer D. Marianelli; Russia, 2017, director K. Shakhnazarov, composer Yu. Poteenko. As a result, the need for a deep relationship between music and the verbal-visual series in the climaxes of the film is revealed in order to achieve maximum effect on the viewer.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки