Музыка как средство создания кульминаций в киноинтерпретациях романа Л. Толстого "Анна Каренина"
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №3(15) 2023 [стр. 129-134]
DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.16
Ключевые слова: кульминация; "Анна Каренина"; киноинтерпретация; композитор; музыкальный компонент; драматургия; лейтмотив; киномузыка.
Статья посвящена анализу кульминаций с точки зрения влияния на них музыкального компонента в нескольких киноинтерпретациях романа Л. Толстого "Анна Каренина". Цель исследования – выявить роль музыки в создании кульминаций как одного из важнейших компонентов драматургии. Новизна исследования определяется отсутствием систематизации данного явления в контексте анализа киномузыки. В качестве материала избрана музыка следующих экранизаций романа Л. Толстого "Анна Каренина": СССР, 1967, режиссер А. Зархи, композитор Р. Щедрин; США, 1997 режиссер Б. Роуз; Великобритания, 2012, режиссер Дж. Райт, композитор Д. Марианелли; Россия, 2017, режиссер К. Шахназаров, композитор Ю. Потеенко. В результате выявлена необходимость глубокой взаимосвязи музыки и вербально-визуального ряда в кульминациях фильма для достижения максимального эффекта воздействия на зрителя.
1. Евтеева И.В. Кинодраматургия и строение фильма: учебное пособие/ – СПб. : Лань : Планета музыки, 2020. – 292 с.; ил.
2. Егорова Т.К. Музыка советского фильма: дис. … д-ра искусствоведения. – М., 1998. – 468 с.
3. Ефимова Н.Н. Звук в эфире / Н. Ефимова. – М.: Академия медиаиндустрии, 2015. – 146 с.
4. Лисса З. Эстетика киномузыки / З. Лисса. – М.: Музыка, 1970. – 495 с.
5. Митта А.Н. Кино между раем и адом / А. Митта. – М.: ИТ, 2014. – 355 с.
6. Михеева Ю.В. Эстетика звука в советском и постсоветском кинематографе / Ю.В. Михеева – М.: ВГИК, 2016. – 241 с.; ил.
7. Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства: учеб. пособие для некинематогр. Вузов / под ред. И. В. Вайсфельда. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1985. – 368 с.; ил.
8. Рычков К. Н. Классическая музыка в голливудском кино // Научный вестник Московской консерватории. – 2012.– № 1. – С. 148-169.
9. Цицишвили Ю. Г. Музыка как драматургический фактор в киноинтерпретациях романов Ф.М. Достоевского: дис. ... канд. искусствоведения. – Ростов-на-Дону, 2013. – 208 с.
10. Шак Т. Ф. Музыка в структуре медиатекста. На материале художественного и анимационного кино: учебное пособие. – 2-е издание, дополненное. – СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. – 384 с.
Music as a means of creating climinations in cinema interpretations of L. Tolstoy's novel "Anna Karenina"
Keywords: climax; Anna Karenina; film interpretation; composer; musical component; dramaturgy; leitmotif; film music.