Религиозные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя и М.П. Мусоргского

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №3(15) 2023 [стр. 123-128]

DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.15

Авторы: Чупахина Татьяна Ивановна, кандидат философских наук, доцент, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск

Ключевые слова: соборность; экклесиология; русская национальная мысль; духовность; православная Церковь; Символ веры; живые начала христианства; философия соборности; христианские идеи.

Цитировать: Чупахина Т.И. Религиозные мотивы в творчестве Н.В. Гоголя и М.П. Мусоргского // KANT: Social science & Humanities. – 2023. – №3(15). – С. 123-128. EDN: YWNLUN. DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.15

Н.В. Гоголь и М.П. Мусоргский занимают особое место в истории отечественной культуры XIX века. Обращение к творчеству великих русских мастеров, необходимость изучения литературных трудов писателя и музыкальных произведений композитора определяется масштабом их личности и свойственных им подходам к творческому выражению мысли. Цель исследования – анализ ключевых тем, образов и сюжетов литературного наследия Н.В. Гоголя и М.П. Мусоргского, отражающий православную философию и христианское понимание смысла жизни и назначения человека. В статье исследуются основания духовно-нравственных позиций художников. Актуализируется просветительское значение художественного творчества в освоении современным человеком ценностей православной культуры. Представленный в данной публикации герменевтический анализ произведений русских художников имеет своей целью познакомить с оригинальной и схожей концепцией литературного наследия Гоголя и музыки Мусоргского, поскольку в их творчестве присутствует экклесиологическая тема. В связи с этим высказывается особая точка зрения на интерпретацию православных образов, присутствующих в творчестве данных художников. В поле зрения автора статьи находятся такие краеугольные для христианского понятия, как душа, духовное просветление, духовное преображение, русская совесть, символ веры. Эмпирической базой исследования явились народные драмы М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина", литературные опусы Н.В. Гоголя "Несколько слов о нашей Церкви…" и "Размышление о Божественной Литургии". Внимание автора сосредоточено на общности взглядов двух художников, на выявлении христианских концептов в музыкальных опусах Мусоргского и литературных трудах Гоголя, имеющих непосредственное отношение к православной Церкви. В ракурсе заявленной темы автор акцентирует свое внимание на своеобразном преломлении Мусоргским и Гоголем художественных традиций, в которых присутствует "русская духовность", "русская совесть", "чувство высшей правды", "человеколюбие".

скачать

Литература:
1. Азбука веры. Экклесиология православная [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://azbyka.ru/ekklesiologiya (дата обращения 20.04.2023).
2. Бердяев Н.А. Анархизм – явление русского духа // Русский индивидуализм: сборник работ русских философов веков XIX-XХ веков / сост. О.В. Селин. – М.: Алгоритм, 2007. – С. 147-177.
3 Бердяев Н.А. Судьба России. – М.: АСТ, 2007. – 332 с.
4. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: Духовная проза; Критика; Публицистика: в 9 т. / сост. и коммент. И.А. Виногрдов. – Рус. книга, 1994. – Т. 6. – С. 34.
5. Гоголь Н.В. Собрание сочинений: Письма: в 9т. / сост. и коммент. И.А. Виноградов. – М.: Рус. Книга, 1994. – Т. 9.  С. 250.
6. Гоголь Н.В. Полное собраніе сочиненій въ десяти томахъ. – Томъ девятый. – Берлинъ: Слово, 1921. – С. 53-55.
7. Закорецкая М. Православные образы в музыке Мусоргского [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.voskres.ru/articles/zakoretskaya.htm (дата обращения 29.04.2023).
8. Зеньковский В.В. Гоголь. – М.: Знание, 1997. – 261 с.
9. Миронова Т.Л. Броня генетической памяти. – М.: Алгоритм, 2014. – 352 с. – С. 351.
10. Миронова Т.Л. Русская совесть и нерусская власть [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-tatyana-mironova/81545-russkaya-dusha-i-nerusskaya-vlast-tatyana-mironova/read/page-11.html (дата обращения 02.05.2023).
11. Мочульский В.К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. – М.: Наследие, 1995. – 273 с.
12. Мусоргский М.П. Письма, биографические материалы и документы. – М.: Музыка, 1971. – 399 с.
13. Мусоргский М.П. "Письма". – М.: Музыка, 1981. – 360 с.
14.  Репин И.Е. Письма. – М., Л.: Искусство; Переписка / И.Е. Репин, В. В. Стасов; Письма подгот. к печати и примеч. к ним. сост. А.К. Лебедевым и Г.К. Буровой; под ред. А.К. Лебедева (1871-1876), 1948 – 286 с.
15. Стасов В.В. Памяти Мусоргского [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1886_pamyati_musorgskogo.shtml (дата обращения 30.04.2023).
16. Соколовский М.М. Мусоргский. Шостакович. Статьи. Рецензии / сост. Г. Коган. – М.: Сов. композитор, 1983. – 144 с.
17. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. – Париж,1937. – 183 с.
18. Чупахина Т.И. Философия русской музыки Золотого и Серебряного веков. – Омск: Наука, 2010. – 224 с.

Religious motives in the works of N.V. Gogol and M.P. Mussorgsky

Authors: Chupakhina Tatiana Ivanovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Dostoevsky Omsk State University, Omsk

Keywords: sobornost; ecclesiology; Russian national thought; spirituality; Orthodox Church; creed; living principles of Christianity; philosophy of sobornost; Christian ideas.

N.V. Gogol and M.P. Mussorgsky occupy a special place in the history of Russian culture of the XIX century. Appeal to the work of the great Russian masters, the need to study the literary works of the writer and the musical works of the composer is determined by the scale of their personality and their characteristic approaches to the creative expression of thought. The purpose of the study is to analyze the key themes, images and plots of the literary heritage of N.V., Gogol and M.P. Mussorgsky, reflecting the Orthodox philosophy and Christian understanding of the meaning of life and the purpose of man. The article examines the foundations of the spiritual and moral positions of artists. The educational value of artistic creativity in the development of the values of Orthodox culture by a modern person is updated. The hermeneutic analysis of the works of Russian artists presented in this publication aims to introduce the original and similar concept of the literary heritage of Gogol and Mussorgsky's music, since there is an ecclesiological theme in their work. In this regard, a special point of view is expressed on the interpretation of Orthodox images present in the work of these artists. In the field of view of the author of the article are such cornerstones for the Christian concept as the soul, spiritual enlightenment, spiritual transformation, Russian conscience, the creed. The empirical basis of the study was the folk dramas of M.P. Mussorgsky "Boris Godunov" and "Khovanshchina", literary opuses by N.V. Gogol "A few words about our Church ..." and "Reflection on the Divine Liturgy". The author's attention is focused on the commonality of the views of the two artists, on identifying Christian concepts in Mussorgsky's musical opuses and Gogol's literary works, which are directly related to the Orthodox Church. In terms of the stated topic, the author focuses on the peculiar refraction of Mussorgsky and Gogol's artistic traditions, in which there is "Russian spirituality", "Russian conscience", "sense of higher truth", "philanthropy".
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки