Микрофонная речь в Малом драматическом театре
Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №3(15) 2023 [стр. 102-107]
DOI: 10.24923/2305-8757.2023-15.12
Ключевые слова: сценическая речь; микрофон; Малый драматический театр; Лев Додин; звукоусиление; театр; спектакль
Цель исследования – определить роль микрофонной речи в художественной концепции Малого драматического театра – Театра Европы (г. Санкт-Петербург). В статье подробно рассматривается специфика речевой эстетики театра Льва Додина, изучаются особенности применения микрофонной техники в спектаклях, выявляются функции звукоусиления сценической речи. Кроме того, особое внимание уделяется анализу речевой фактуры спектаклей, в которых звукоусиление не применяется. Научная новизна заключается в том, что впервые в отечественном искусствоведении объектом изучения стала микрофонная речь в драматическом театре. В результате делается вывод о том, что использование микрофонов в спектаклях Малого драматического театра продиктовано не техническими соображениями, а художественной установкой руководства театра, стремлением строить театр, основанный на реальном взаимодействии и реальном сценическом общении.
1. Овчинников В.Н. Качество звука в театре как объект эстетической оценки // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2017. – №2. – С.15-30.
2. Посевина Д. Звукоусиление в театре. Часть 1. [Электронный ресурс]. URL: https://prosound.ixbt.com/livesound/teatr-1.shtml (дата обращения 02.06.2023)
3. Краснослободцева А.В. Функции экранных образов в российском театре XXI века : дис. … к. иск. / А.В. Краснослободцева. – М., 2022. – 183 с.
4. Фунтусов В.П. Традиция живого театра в творческом методе Льва Додина / В.П. Фунтусов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – №3(8). – С. 82-87.
5. Лосева Е. Но кто мы и откуда. (Блог Петербургского театрального журнала) [Электронный ресурс]. URL: https://ptj.spb.ru/blog/no-kto-my-i-otkuda (дата обращения 20.06.2023)
6. Токарева М. Так сервируют зло. Лев Додин измерил Россию шиллеровским "аршином" / М. Токарева // Вопросы театра. – 2012. – №3-4. – С. 53-55.
7. Фунтусов В.П. "Живой театр" Льва Додина / В.П. Фунтусов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – №2(27). – С. 121-124.
8. Додин Л.А. Живой театр. Заметки и соображения / Л.А. Додин // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2011. – № 3(40). – С. 53-61.
9. Галендеев В.Н. Сценическая речь. – Школа. – Театр: Избранные работы о сценическом искусстве. – СПб.: РГИСИ, 2016.
10. Чепуров А. Пьеса Бориса Тригорина / Александр Чепуров // Литературная газета. – 2023. – № 42 (6856) [Электронный ресурс]. URL: https://lgz.ru/article/-42-6856-19-10-2022/pesa-borisa-trigorina (дата обращения 11.06.2023)
11. Скороход Н. У Додина "Братья Карамазовы" в Театре Европы / Н. Скороход // Вопросы театра. – 2021. – № 1-2. – С. 26-35.
12. Ремнев В.А. Экзистенциальный метод театрального режиссера Льва Додина / В. А. Ремнев // Гуманитарное знание: сб. науч. ст. / под общ. ред. В.Г. Егоркина. – СПб.: Астерион, 2008. – С. 148-159.
13 Леман Х.-Т. Постдраматический театр. – М.: ABCdesign, 2013. – 312 с.
Microphone speech at the Maly Drama Theater
Keywords: scenic speech; microphone; Maly Drama Theatre; Lev Dodin; sound amplification; theatre; performance.