Из Бонна – в Екатеринбург: хронотоп современного музея

Журнал «KANT: Social Sciences & Humanities Series» №3(7) 2021 [стр. 68]

DOI: 10.24923/2305-8757.2021-7.7

Авторы: Бурлина Елена Яковлевна, доктор философских наук, профессор кафедры Философии и культурологии, Самарский государственный медицинский университет, Самара

Ключевые слова: массовость музеев XXI в.; "Дом немецкой истории"; "Ельцин-центр"; коммуникативное пространство музея; хронотопы "пути"; "дороги"; "7 комнат".

Статья посвящена сравнительному анализу инновационных тенденций в отечественных и зарубежных музеях. Анализ носит междисциплинарный и методологический характер. Основная цель статьи - показать примеры коренных изменений и коммуникативности музейных форм, продиктованные массовизацией музеев, изменившей количественный и качественный состав публики. По мнению автора, в музей входит режиссура и дизайн, необходимые для коммуникации с массовым зрителем. В этом аспекте в статье анализируются экспозиционные принципы двух музеев, расположенных в разных странах. Наиболее подробно представлены философские основания одного из самых авторитетных музейных центров Европы: "Дом немецкой истории" в Бонне. Отмечая цельность экспозиции в "Доме немецкой истории", автор выделяет несколько ключевых принципов музейной экспозиции: в том числе: "музейная драматургия", "путь", "локальное пространство" (хронотоп). Названные постановочные приемы сопоставимы с "Ельцин-центром": путь через 7 комнат - основа экспозиции. "Проблемные комнаты" и хронотоп "пути" формируют общую драматургическую концепцию. Научная новизна статьи состоит так же в обосновании связи между драматургией музея и массовостью. Потоки посетителей не могли не оказать влияния на выбор приемов, которые легко считываются массовым зрителем.

скачать

Литература:
1. Шулепова Е. Два Тульских музея вошли в шорт-лист лучших музеев Европы // Российская газета. – 18.05.2020.
2. Рымарь А. Музейные инновации в эпоху Brexit // The Art Newspaper Russia. – 13 июня, 2019.
3. Именнова О.С. Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы. Автореферат доктора культурологии. – М., 2011.
4. Юренева Т. Ю. Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция: автореф. … д. ист. н. – М., 2004.
6. Юхневич М.Ю. "Я поведу тебя в музей" : учебно-методическое пособие по музейной педагогике / Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии. – М., 2001.
7. Медведева Е. Б. Становление музейной педагогики в Германии и России: дис. ... канд. ист. н. – М., 1999. – 193 с.; Озерова Д.Е. Культурно-образовательная деятельность исторических музеев в России и Германии: 1971-2001 гг. (на примере Ярославля и Билефольда) : автореф. дис. … канд. культурологии. – Ярославль, 2018.
8. Полякова Е. А. Музей в контексте актуализационно-адаптационных процессов // Вестник Томского гос. ун-та. – 2014. – №388.
9. Сапанжа О.С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? В поисках музейного образа : материалы науч. конф. – СПб., 2007. – С. 6-17.
10. Гельман М. Музей: образ, рынок, власть: вступ. ст. // Искусство против географии: кат. выст.: из сер. эксперим. выст. отд. новейших течений Гос. Рус. музея: посвящ. 10-летию Галереи М. Гельмана / Гос. Рус. музей, Музей Людвига в Рус. музее, Галерея М. Гельмана; сост. и ред. О. Лопухова; тексты В. Курицына, М. Фрая. – М.; СПб. : Галерея Гельмана, 2000. – С. 22.
11. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры: история Санкт-Петербурга от основания до наших дней, постижение прошлого, осмысление настоящего, взгляд в будущее / М.С. Каган. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Паритет, 2006. – 477 с.
12. Воронина Н.И. Научные стажировки за рубежом / Н.И. Воронина // ФЕНИКС. Науч. ежегодник кафедры культурологии Института национальной культуры. – Саранск : МГУ им. Н.П.Огарева, 2011. – №12. – С. 19.
13. Волова Л.Т. Биологическая система оценки качества биоимплантатов с помощью клеточных технологий // Успехи современного естествознания, 2008; Timchenko E.V., Timchenko P.E., Lichtenberg A., Assmann A., Aubin H. Assessment of decellularization of heart bioimplants using a Raman spectroscopy method // Journal of biomedical optics. 22 (9), 091511; Volova L. New in international law in the era of challenges and threats // Political Science. – 2017.
14. Котельников Г.П., Колсанов А.В., Чаплыгин С.С., Юнусов Р.Р. Опыт развития виртуальных образовательных технологий в Самарском государственном медицинском университете // Виртуальные технологии в медицине. – 2020. – С. 10-15.
15. Бурлина Е.Я. Память о жертвах фашизма в городах Западной Европы // Государство, Право. Война. 60-летие Великой Победы : колл. моногр. – СПб., 2005; Бурлина Е.Я. Межкультурная коммуникация. Толерантность. Избранные статьи, исследования, проекты, 2001-2007. – Самара : СамГМУ, 2007. – С. 213-218.
16. Hudson K. A Social History of Museums: What the visitors thought. – London, 1975. – 210 p.
17. Лещенко Анна Геннадьевна. Кеннет Хадсон о социальной истории музеев // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. – 2008. – №10.
18. "Das Haus der Geschichte versteht sich als Teil des ffentlichen Raumes. Es ist als Weg konzipiert, als Gang durch die Zeitgeschichte. Dieses Konzept setzt die Architektur konsequent um. (…) Im Gegensatz zu den Kultsttten Kunstmuseum und Bundeskunsthalle (…) ist das Haus der Geschichte ein einladender Ort. Seine Architektur wirkt ungewhnlich genug, um interessant zu sein. Sie wirkt aber wiederum nicht so fremdartig, da sich der "Alltagsmensch" von einem Besuch abbringen liee." Ingeborg Flagge: Ein Haus als Strae durch die Geschichte. In: Stiftung Haus der Geschichte der Bundesrepublik Deutschland, Ingeborg Flagge (Hrsg.): Haus der Geschichte: die Architektur des neuen Museums fr Zeitgeschichte. S. 82-111 (hier: S. 82, 87/88).
19. Бонвеч Бернд. История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века.
20. Adorno Th.W. Kulturkritik und Gesellschaft // Adorno Th.W. Gesammelte Schriften. Frankfurt; Darmstadt, 1997. Bd. 10/1: Kulturkritik und Gesellschaft I. S. 30; Theodor W. Adorno, Thomas Mann. Briefwechsel 1943-1955. Suhrkamp Verlag, Frankfurt / M. 2002. 175 S. (Теодор В. Адорно, Томас Манн. Переписка 1943-1955 гг. Франкфурт 2002).
21. "Ельцин-центр" получил премию Европейский музей года.. https://ugol2019.mirtesen.ru/ blog/43135797701/"Eltsin-TSentr"-poluchil-premiyu-"Evropeyskiy-muzey-goda.
22. Ельцин-центр: притяжение свободы и власти / Андрей Зорин, Евгений Емельянов, Елена Бурлина, Борис Орлов, Ирина Лисовец // Quaestio Rossica. – Том 6. – 2018. – № 2. – С. 565-578.
23. Иванов А. Хребет России. – СПб. : Азбука-классика, 2010. – 272 с.
24. Млечин Л. Ельцин. – АО "Издательский дом "Аргументы недели", 2019.
25. Денисов Ю.П. Репрезентации образа Б.Н. Ельцина в российском политическом дискурсе в 2000-е годы: на материалах газетной прессы и книжной публицистики : автореф. дис. … канд. полит. наук. – Пермь, 2009; Дубин Б.В. Первый: Борис Ельцин в общественном мнении России // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2007; Сванидзе Н.К. Ельцин затянул… // СНОБ. – 2013.03.13.
26.     Лисовец И.М. Ельцин-центр в Екатеринбурге // Гении места: наследия культуры в российских городах. – Самара, 2016. – С. 4-14.
27.    Varlamov https://varlamov.ru/2807252.html]
28. Цит. изд.: Гельман М. Музей: образ, рынок, власть: вступ. ст. Гельман М. Музей: образ, рынок, власть: вступ. ст. // Искусство против географии: кат. выст.: из сер. эксперим. выст. отд. новейших течений Гос. Рус. музея: посвящ. 10-летию Галереи М. Гельмана / Гос. Рус. музей, Музей Людвига в Рус. музее, Галерея М. Гельмана / сост. и ред. О. Лопухова; тексты В. Курицына, М. Фрая..; СПб.: Галерея Гельмана, 2000. – С. 22.
29. Музей – зритель. XXI в.: материалы конф. к 80-летию науч.-просвет. отд. / науч. ред. О.Г. Махо. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. – С. 110.
30.  Салтанова М.В. Музей как культурный центр // Вестник СПбГУКИ. – 2013. – №3(16).
31.     Шляхтина Л.М. Современный музей: Идеи и реалии // Вопросы музеологии. – 2011. – № 2(4). – С. 16-18; Шляхтина Л.М. Музейная педагогика в современных реалиях // Вестник Санкт-Петербургского института культуры. – 2019. – №3(40). – С. 109-112.
32. Грачева Е.С. Музей как поле социокультурной коммуникации: дис. ... канд. социолог. наук. – Казань, 2010.
33. Сизова И.А. Музейное дело в Отечественных диссертационных исследованиях (1990-2010 гг.) // Вестник Томского Государственного университета. История. – № 3 (15). – С. 136-137.

From Bonn to Yekaterinburg: chronotope of the modern museum

Authors: Burlina Elena Yakovlevna, DSc of Philosophical science, Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Samara State Medical University, Samara

Keywords: mass character of museums of the XXI century; "House of German History"; "Yeltsin Center"; communicative space of the museum; chronotopes "paths"; "roads"; "7 rooms".

The article is devoted to the comparative analysis of innovative trends in domestic and foreign museums. The analysis is interdisciplinary and methodological in nature. The main purpose of the article is to show examples of fundamental changes and the communicative nature of museum forms, dictated by the massization of museums, which changed the quantitative and qualitative composition of the public. According to the author, the museum includes directing and design necessary for communication with the mass audience. In this aspect, the article analyzes the exposition principles of two museums located in different countries. The philosophical foundations of one of the most authoritative museum centers in Europe: the "House of German History" in Bonn are presented in the most detailed way. Noting the integrity of the exhibition in the "House of German History", the author identifies several key principles of the museum exhibition: including:"museum drama", "path", "local space" (chronotope). These staging techniques are comparable to the "Yeltsin Center": the path through 7 rooms is the basis of the exhibition. "Problem Rooms" and the chronotope "Paths" form a common dramatic concept. The scientific novelty of the article also lies in the substantiation of the connection between the museum's drama and mass character. The flow of visitors could not but influence the choice of techniques that are easily read by the mass audience.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки