Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзивного образования

Журнал «Кант» №1(22) 2017 [стр. 29]

Авторы: Москвина Альфия Валеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога; дети с ОВЗ; готовность педагога; педагогическое мышление; педагогические способности; личностные качества педагога.

В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Предметом теоретического анализа выступает структура профессиональной компетентности педагога в условиях инклюзии (готовность к педагогической деятельности в работе с "особыми детьми", развитое педагогическое мышление, комплекс способностей и личностных качеств педагога). Выделены и проанализированы компоненты готовности педагога к работе в детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе (мотивационный, познавательный, эмоционально-волевой), обоснованы основные характеристики развитого педагогического мышления педагога, выявлена специфика педагогических способностей и личностных качеств, критерии и признаки, обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, подтверждающие положительную динамику изменений педагогической компетентности педагога, работающего с "особыми" детьми.

Development of professional competence of the teacher in the conditions of inclusive education

Authors: Moskvina Alfiya Valeevna, DSc of Pedagogical science, Professor, Chair of General pedagogy, Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

Keywords: professional competence of a teacher; children with disabilities; the willingness of the teacher; pedagogical thinking.; рedagogical skills; personal qualities of the teacher.

The problem of development of professional competence of the teacher working with children with HIA in terms of inclusive education. The subject of theoretical analysis are the structure of professional competence of the teacher in terms of inclusion (readiness for pedagogical activity in work with "special children", the development of pedagogical thinking, complex abilities and personal qualities of the teacher). isolated and analyzed the components of readiness of teachers to work in children with HIA in a secondary school (motivational, cognitive, emotional and volitional), proved the main characteristics of the development of pedagogical thinking of a teacher, revealed the specifics of pedagogical abilities and personal qualities, criteria and characteristics, analyzes the results of research and experimental work, confirming the positive dynamics of changes of pedagogical competence of the teacher working with a "special" children.