Формы и методы формирования вокально-исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов в вузе
Журнал «KANT» №2(51) 2024 [стр. 424-428]
DOI: 10.24923/2222-243X.2024-51.71
Ключевые слова: вокально-исполнительские навыки будущих педагогов-музыкантов; вокальная подготовка будущих педагогов-музыкантов в вузе; методы формирования вокально-исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов; содержание профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании форм и методов формирования вокально-исполнительских навыков будущих-педагогов музыкантов в вузе. В статье обобщаются имеющиеся в практике подготовки будущих учителей музыки подходы к классификации методов формирования у них вокально-исполнительских навыков. При этом, акцентировано внимание на специфику подготовки данной категории студентов, универсальность профессиональных навыков будущих педагогов-музыкантов, определяющую их выбор. Научная новизна заключается в выявлении методов формирования вокально-исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов с точки зрения содержания их профессиональной подготовки. В результате выявлены группы методов формирования вокально-исполнительских навыков по типу взаимодействия студентов и преподавателей.
1. Адищев В.И. Подготовка музыканта-педагога: поиск новых подходов (из практики Пермского педагогического университета) // Подготовка музыканта-педагога: исторический опыт, проблемы, перспективы: материалы Международ. науч. конф. Седьмой сессии Научного совета по проблемам истории музыкального образования, Вологда, 23-26 апреля 2019 года. – Вологда: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2019. – С. 43-54.
2. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
3. Барвинская Е.М. Педагогические условия формирования вокального мастерства учителя музыки: дисс. ... канд. пед. н.: 13.00.08. – М., 2009. – 208 с.
4. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики: учебник для студентов вузов. – М.: Музыка, 1968. – 675 с.
5. Затямина Т.А. Подготовка педагога-музыканта в системе постдипломного образования: монография / Т.А. Затямина; Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград: Перемена, 2008. – С. 312-315.
6. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
7. Либерман Е.Я. Творческое отношение к авторскому тексту как педагогическая проблема // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя: сб. тр. – Вып. 68. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. – 168 с.
8. Никитина Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: дис. ... д-ра. пед. наук -Челябинск, 2001. – 427 с.
9. Петрова Н.О. Эффективные методы профессиональной подготовки студента-вокалиста // Южно-Российский музыкальный альманах. – 2017. – №4(29). – С. 39-41
10. Скребков С.С. Развитие слуха студентов-вокалистов // Советская музыка. – 1951. – № 7. – С. 68-70.
11. Толстикова Е.В. Сущность и содержание понятия вокально-исполнительских навыков будущих педагогов-музыкантов в вузе // Наука. Культура. Искусство: Актуальные проблемы теории и практики: сб. материалов Всероссийской (с международным участием) науч.-практич. конф. В 5 т., Белгород, 02 февраля 2023 года. – Том 3. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2023. – С. 380-383.
12. Феттер П.З. Подготовка педагога-музыканта к самоанализу профессиональной деятельности в методологическом аспекте // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях, Тамбов, 30 декабря 2014 года. Том Часть 1. – Тамбов: Юком, 2015. – С. 153-154.
13 Хабирова Г.И. Подготовка компетентного педагога-музыканта в контексте профессионального образования // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: материалы II Международной научно-практической конференции 19 апреля 2018 г., Уфа, 19 апреля 2018 года. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2018. – С. 312-315
14. Щербакова А.И. Профессиональная подготовка педагога-музыканта: формирование, становление и развитие аксиологического "я" в поликультурном пространстве // Казанская наука. – 2011. – № 4. – С. 125-128.
Тhe forms and methods of developing vocal and performing skills of future music teachers at the university
Keywords: vocal and performing skills of future music teachers, vocal training of future music teachers at the university, methods of formation of vocal and performing skills of future music teachers, the content of professional training of music teachers.