Аудиовизуальные материалы как способ обучения аудированию студентов из Китая
Журнал «KANT» №2(51) 2024 [стр. 407-413]
DOI: 10.24923/2222-243X.2024-51.68
Ключевые слова: РКИ; аудирование; когнитивные особенности; этноориентированная методика; аудиовизуальные материалы; обучение студентов КНР.
Партнерство России с Китайской народной республикой в сфере образования актуализировало поиск новых дидактических методов взаимодействия, в том числе остается открытым вопрос эффективной методики преподавания русского языка как иностранного (далее – РКИ). Запрос на повышение качества коммуникации между студентами из Китая и русскоязычной аудиторией обусловил необходимость обращения к вопросу поиска новых стратегий в обучении аудированию. Целью исследования является выявление новых, обобщения, систематизации старых, моделирования востребованных методов обучения студентов КНР русскому языку как иностранному, а именно методов обучения аудированию и воспринятою речи на слух посредством аудиовизуальных материалов. Разработка комплекса упражнений, текстов и видеоматериалов с учетом когнитивных особенностей студентов КНР. Научная новизна заключается в обосновании этноориентированной методики преподавания РКИ. В результате нами была разработана система упражнений для формирования навыков аудирования, учитывающая когнитивные особенности, а также соблюдающая принцип системности и градуированного введения трудностей.
1. Браун Д. "Teaching Aural English" / Д. Браун // More Effective. – 1930. – С. 120-131.
2. Гальская Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальская, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
3. Елухина Н.В. Методика обучения аудированию / Н.В. Елухина. – М.: Просвещение, 1976. – 151 с.
4. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И.А. Зимняя // Наука. – 1976. – №10. – С. 12-15.
5. Иваниц М. Мадик А. "Receptive and pro-ductive language skills in languageteaching". [Электронный ресурс]. URL: (DOC) Receptive and productive language skills in language teaching Marijana Ivancic and Anakatarina Mandic – Academia.edu (дата обращения: 24.08.2023).
6. Кочкина З.А. Что такое аудирование? / З.А. Кочкина // Иностранные языки в школе. – 1964. – №8. – С. 12-13.
7. Кулиш Л.Ю. Михалев И.В. Восприятие на слух и говорение / Л.Ю. Кулиш, И.В. Михалев. – Киев: Вищашкола, 1978. – 176 с.
8. Лнгджоу Д. Walking sticks / Д. Лнгджоу // English Teaching Professional. – 2009. – №65. – С. 12-15.
9. Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков / Н.Ф. Михеева. – М.: РУДН, 2010. – 110 с.
10. Ричардс Дж. Teaching Listening and Speaking / Дж. Ричардс // New York, Cambridge University Press. – 2008. – С. 67-85.
11. Рогова Г.В., Верещагина Н.И. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе / Г.В. Рогова, Н.И. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.
12. Садику Л.М. he Importance of Four Skills Reading, Speaking, Writing, Listening in a Lesson Hour / Л.М. Садику // European Journal of Language and Literature Studies. – 2018. – №1. – С. 29-31.
13. Соколова Т.В. "Развитие коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка". [Электронный ресурс]. URL: http://www.iprbookshop.ru/61778.html (дата обращения: 24.08.2023).
14. Шилина Е.П. "Психологические аспекты и стратегии аудирования иноязычной речи" [Электронный ресурс]. URL: http://shkolnie.ru/ informatika/20816/index.html (дата обращения: 24.08.2023).
15. Ширяев А.В. Синхронный перевод: Деятельность синхронного переводчика и методика преподавания синхронного перевода. – М.: Воениздат, 1979. – 98 c.
Audiovisual materials as a method of teaching listening skills to Chinese students
Keywords: RCT; listening skills; cognitive features; ethno-oriented methodology; audiovisual materials; teaching Chinese students.