Развитие цифрового потенциала педагога в образовательной среде организации: проблемы, перспективы, опыт

Журнал «KANT» №2(51) 2024 [стр. 359-367]

DOI: 10.24923/2222-243X.2024-51.60

Авторы: Крупецких Игорь Ростиславович, аспирант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск ORCID: 0009-0009-5613-209X

Ключевые слова: цифровая среда педагога; потенциал; цифровые технологии; мотивация; образовательная среда; цифровая среда образовательной организации; цифровая компетентность педагога.

Цитировать: Крупецких И.Р. Развитие цифрового потенциала педагога в образовательной среде организации: проблемы, перспективы, опыт // KANT. – 2024. – №2(51). – С. 359-367. EDN: UYZTJJ. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-51.60

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании развития цифрового потенциала педагога в образовательной среде организации. В статье предпринята попытка выявления проблем, оценка перспектив, трансляция регионального опыта развития цифрового потенциала педагога. Научная новизна заключается в формулировке авторского определения понятия "цифровой потенциал педагога". В результате анализа научных публикаций выявлена необходимость разделения понятий цифровой потенциал педагога и цифровая компетентность педагога, отмечено, что понятие цифрового потенциала педагога значительно шире понятия цифровой компетентности и учитывает личностный потенциал, мотивацию педагога и приобретенные знания и практические навыки в сфере информационно-коммуникационных технологий, требуемых для эффективной профессиональной деятельности.

скачать

Литература:
1. Адольф В.А. Взгляд на воспитание обучающихся поколения Z в условиях цифровой среды учреждения среднего профессионального образования / Адольф В.А., Антипина Е.А., Строгова Н.Е. // Педагогика. – 2022. – Т. 86, №8. – С. 71-79.
2. Адольф В.А. Проектирование системы мониторинга цифровой образовательной среды в дополнительном образовании детей / В.А. Адольф, Л.М. Туранова, А.А. Стюгин, И.В. Трусей // Сибирский педагогический журнал. – 2021. – № 5. – С. 7-16. DOI: 10.15293/1813-4718.2105.01.
3. Адольф В.А. Трансформация профессиональной компетентности педагога в условиях цифрового преодоления пандемии / В.А. Адольф, Д.В. Грак // Сибирский педагогический журнал. – 2020. – №6. – С. 7-14. DOI: 10.15293/1813-4718.2006.01.
4. Адольф В.А. Цифровая трансформация образования: безопасность и пути ее обеспечения / В.А. Адольф, И.В. Трусей, А.А. Кужугет // Проблемы современного образования. – 2022. – №5. – С. 53-66. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-53-66.
5. Арамян К.А. Социологический мониторинг и оценка следствий управленческих решений в образовании / К.А. Арамян, Ю.А. Цветаева // Социально-гуманитарные знания. – 2023. – № 8. – С. 17-20. – DOI 10.34823/SGZ.2023.8.52023..
6. Воронова А.А. Развитие цифровой компетентности педагогов как фактор социализации обучающихся с нарушениями слуха в современных условиях / А.А. Воронова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №80-4. – С. 71-74.
7. Екабсон С.Я. Цифровая грамотность школьных учителей в условиях цифровизации / С.Я. Екабсон, Л.Х. Хакимова // Лучшие практики общего и дополнительного образования по естественнонаучным и техническим дисциплинам : материалы III Международной научно-практической конференции. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2023. – С. 154-162.
8. Золотухин С.А. Теоретические подходы к описанию персональной образовательной среды / С.А. Золотухин // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т 7, №6-1. – С. 292-295. DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-292-295.
9. Ивлева М.И. Развитие понятия информационного общества с точки зрения ноосферного подхода в трудах Н.Н. Моисеева. / М.И. Ивлева, К.Г. Левченко // Социально-гуманитарные знания. – 2021. – № 4. – С. 250-255. DOI: 10.34823/SGZ.2021.4.51646
10. Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: официальный сайт. – URL: www.kipk.ru (дата обращения: 10.04.2024).
11. Ли Я. Профессиональное развитие учителей в цифровую эпоху / Я. Ли // Вестник КГПУ. – 2023. – № 1(63). – С. 171-180.
12. Медведева О.А. Цифровая компетентность педагога в контексте профессионального стандарта / О.А. Медведева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – № 3-3. – С. 81-85. DOI: 10.37882/2223-2982.2022.03-3.23.
13. Москвичева Е.В. Необходимость повышения уровня развития цифровой компетентности педагога в современном образовании / Е.В. Москвичева, С.Е. Спиридонова // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов научно-практических конференций. – 2021. – № 4. – С. 239-242.
14. Неволина В.В. Персонализация образовательной среды преподавателя университета: опыт модельного проектирования / В.В. Неволина, Е.А. Гараева // Проблемы современного образования. – 2022. – № 5. – С. 148-159. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-148-159.
15. Нурмухаметова В.В. Цифровая компетентность педагога как условие успешной подготовки кадров для цифровой экономики / В.В. Нурмухаметова // Казанский (Приволжский) федеральный университет. – 2021. – С. 372-375.
16. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. – М.: Перо, 2019. – 72 с.
17. Романова Г.А. Образовательные ресурсы и технологии нового поколения: к проблеме формирования необходимых компетенций / Г.А. Романова // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: ресурсы и механизмы обеспечения устойчивого развития общества. Минск: БГПУ. – 2022. – С. 357-361.
18. Романова Г.А. Школа как центр развития цифровой культуры субъектов образовательных отношений / Г.А. Романова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 80-3. – С. 238-240.
19. Смирнова Е.Н. Методические рекомендации по формированию цифровой образовательной среды в образовательной организации / Е.Н. Смирнова. – СПб: ГБУ ДПО "СПбЦОКОиИТ", 2022. – 71 с.
20. Смирнова А.Н. Система цифровых решений для профессиональной деятельности педагога / А.Н. Смирнова, Е.В. Кувакина // Развитие кадрового потенциала сферы образования: перезагрузка системы непрерывного педагогического образования: сб. науч. материалов международного форума. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. – С. 239.
21. Спиридонова Ю.С. Понятие и структура цифровой компетентности будущих педагогов / Ю.С. Спиридонова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-2. – С.  369-372.
22. Трикула Л.Н. Формирование ИКТ-компетенций будущих учителей биологии и химии / Л.Н. Трикула, В.А. Дорошенко // Практическая эпистемология и технологии естественнонаучного образования: сб. материалов III Международной научно-практической конференции. – Белгород: Белгородский государственный националь- ный исследовательский университет, 2023. – С. 217-220.
23. Чоросова О.М. Современное состояние профессионального развития педагогов в условиях трансформации цифрового образования / О.М. Чоросова, Н.И. Горохова, А.И. Иванова, М.Д. Иванова // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2020. – №3(19): – С. 42-48.
24. Яковлева Е.В. Цифровая компетентность будущего педагога: компонентный состав / Е.В. Яковлева // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2021. – № 4. – С. 46-57. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11021.
25. Ronzhina N. Digitalization of Modern Education: Problems and Solutions / N. Ronzhina, I. Kondyurina, A. Voronina, K. Igishev, N.  Loginova // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2021. – Т. 16. – № 4. – С. 122-135. DOI: 10.3991/ijet.v16i04.18203.
26. Sergushina E.S. Digitalization in education. In the wake of research / E.S. Sergushina, O.V. Kabanov, O.N. Brega, E.V. Shvetsova, T.V. Aslamova, I.V. Koxhanov // Procedia Environmental Science, Engineering and Management. – 2022. – Т. 9, №3. – С. 743-750. – URL: https://www.procedia-esem.eu/2022_vol9_no3.htm.

Development of the digital potential of a teacher in the educational environment of an organization: problems, prospects, experience

Authors: Krupetskikh Igor Rostislavovich, Postgraduate student, Krasnoyarsk General Educational Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk

Keywords: digital environment of a teacher; potential; digital technologies; motivation; educational environment; digital environment of an educational organization; digital competence of a teacher.

The purpose of the study is to theoretically substantiate the development of the digital potential of a teacher in the educational environment of an organization. The article attempts to identify problems, assess prospects, and broadcast the regional experience of developing the digital potential of a teacher. The scientific novelty lies in the formulation of the author's definition of the concept of "digital potential of a teacher". As a result of the analysis of scientific publications, the need to separate the concepts of digital potential of a teacher and digital competence of a teacher is revealed, it is noted that the concept of digital potential of a teacher is much broader than the concept of digital competence and takes into account personal potential, motivation of a teacher and acquired knowledge and practical skills in the field of information and communication technologies required for effective professional activity.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки