Формирование читательской грамотности у обучающихся в процессе изучения общественных дисциплин
Журнал «KANT» №2(51) 2024 [стр. 322-327]
DOI: 10.24923/2222-243X.2024-51.54
Ключевые слова: читательская грамотность; функциональная грамотность; текст; метод; приём; ФГОС; образование.
Авторы в данной работе поднимают актуальную проблему методики формирования читательской грамотности в ходе обучения студентов. Акцентируется внимание на активных и интерактивных методах работы с текстом, т.к. данные методы способствуют включению студентов в познавательную деятельность, а также благодаря данным методам эффективнее и быстрее усваивается материал. Развитие читательской грамотности является сложным и длительным процессом, реализуемым в ходе изучения различных дисциплин, в том числе и общественных. Формирование читательской грамотности предполагает использование различных типов текста: сплошных, несплошных, смешанных, составных, а также разнообразных заданий, направленных на развитие таких умений, как нахождение и извлечение информации из текста, умение интегрировать и интерпретировать текст, умение осмысливать и оценивать текст и использовать знания, полученные из текстов в практических целях. Читательская грамотность является базисом формирования функциональной грамотности, ведь без навыков работы с текстом невозможно овладеть учебно-познавательными и практическими компетенциями. Цель исследования: рассмотреть методы и приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся в процессе изучения общественных дисциплин. Научная новизна работы заключается в том, чтобы попытаться осмыслить читательскую грамотность как инструмент формирования всесторонне развитой личности. В результате работы выявлены продуктивные стратегии, способствующие формированию читательской грамотности у обучающихся.
1. Адаева О.Б. Формируем читательские умения: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2022. – 64 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. – 448 с.
3. Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Читательская грамотность и перифрастическая способность в аспекте речевого развития личности // Русский язык в школе. – 2021. – Т. 82, № 1. – С. 7-15.
4. Курасов С.А. "Педагог на распутье": стратегии и риски углублённого уровня изучения истории в современной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2022. – № 3. – С. 64-68.
5. Национальный проект "Образование" [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения : 19.11.2023).
6. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М., 2008. – 71 с.
7. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA?2018 и их интерпретация / К.А. Адамович, А.В. Капуза, А.Б. Захаров, И.Д. Фрумин; Высшая школа экономики, Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 28 с.
8. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М.: МЦБС, 2008. – 72 с.
9. Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности : науч.-практ. сб. / сост. Е.И. Кузьмин О.К. Громова. – М.: МЦБС, 2007. – 57 с.
10. Филиппова А.Р. Готовность будущих педагогов к формированию читательской грамотности как результат образовательной деятельности вуза // Казанский педагогический журнал. – 2022. – № 1 (150). – С. 84-90.
11. Формирование функциональной грамотности обучающихся: методическое пособие / сост. Л.Н. Храмова, О.Б. Лобанова, А.В. Фирер, Н.В. Басалаева Л.С. Шмульская. – Красноярск: Литера-принт, 2021. – 130 с.
12. Формирование читательской и коммуникативной грамотности обучающихся: методические материалы / сост.: Н.В. Углова. Липецк: ИРО, 2021. – 112 с.
13. Buyarov D. Methods and Techniques for the Formation of Reading Literacy among Students in the Process of Studying Historical Disciplines // European Journal of Contemporary Education. – 2023. – T. 12, № 2. – Рр. 352-364.
Formation of reading literacy among students in the process of studying social disciplines
Keywords: reading literacy; functional literacy; text; method; reception; Federal State Educational Standard; education.