Формирование читательской грамотности у обучающихся в процессе изучения общественных дисциплин

Журнал «KANT» №2(51) 2024 [стр. 322-327]

DOI: 10.24923/2222-243X.2024-51.54

Авторы: Буяров Дмитрий Владимирович, кандидат философских наук, доцент, Шабалина Галина Александровна, преподаватель , Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

Ключевые слова: читательская грамотность; функциональная грамотность; текст; метод; приём; ФГОС; образование.

Цитировать: Буяров Д.В., Шабалина Г.А. Формирование читательской грамотности у обучающихся в процессе изучения общественных дисциплин // KANT. – 2024. – №2(51). – С. 322-327. EDN: SKHCSC. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-51.54

Авторы в данной работе поднимают актуальную проблему методики формирования читательской грамотности в ходе обучения студентов. Акцентируется внимание на активных и интерактивных методах работы с текстом, т.к. данные методы способствуют включению студентов в познавательную деятельность, а также благодаря данным методам эффективнее и быстрее усваивается материал. Развитие читательской грамотности является сложным и длительным процессом, реализуемым в ходе изучения различных дисциплин, в том числе и общественных. Формирование читательской грамотности предполагает использование различных типов текста: сплошных, несплошных, смешанных, составных, а также разнообразных заданий, направленных на развитие таких умений, как нахождение и извлечение информации из текста, умение интегрировать и интерпретировать текст, умение осмысливать и оценивать текст и использовать знания, полученные из текстов в практических целях. Читательская грамотность является базисом формирования функциональной грамотности, ведь без навыков работы с текстом невозможно овладеть учебно-познавательными и практическими компетенциями. Цель исследования: рассмотреть методы и приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся в процессе изучения общественных дисциплин. Научная новизна работы заключается в том, чтобы попытаться осмыслить читательскую грамотность как инструмент формирования всесторонне развитой личности. В результате работы выявлены продуктивные стратегии, способствующие формированию читательской грамотности у обучающихся.

скачать

Литература:
1. Адаева О.Б. Формируем читательские умения: учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. – Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2022. – 64 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Икар, 2009. – 448 с.
3. Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Читательская грамотность и перифрастическая способность в аспекте речевого развития личности // Русский язык в школе. – 2021. – Т. 82, № 1. – С. 7-15.
4. Курасов С.А. "Педагог на распутье": стратегии и риски углублённого уровня изучения истории в современной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2022. – № 3. – С. 64-68.
5. Национальный проект "Образование" [Электронный ресурс]. URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения : 19.11.2023).
6. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. – М., 2008. – 71 с.
7. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA?2018 и их интерпретация / К.А. Адамович, А.В. Капуза, А.Б. Захаров, И.Д. Фрумин; Высшая школа экономики, Институт образования.  – М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 28 с.  
8.  Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения.  – М.: МЦБС, 2008.  – 72 с.
9.  Сметанникова Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения // Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности : науч.-практ. сб. / сост. Е.И. Кузьмин О.К. Громова. – М.: МЦБС, 2007.  – 57 с.
10. Филиппова А.Р. Готовность будущих педагогов к формированию читательской грамотности как результат образовательной деятельности вуза // Казанский педагогический журнал.  – 2022. – № 1 (150).  – С. 84-90.
11. Формирование функциональной грамотности обучающихся: методическое пособие / сост. Л.Н. Храмова, О.Б. Лобанова, А.В. Фирер, Н.В. Басалаева Л.С. Шмульская.  – Красноярск: Литера-принт, 2021. – 130 с.
12. Формирование читательской и коммуникативной грамотности обучающихся: методические материалы / сост.: Н.В. Углова. Липецк: ИРО, 2021. – 112 с.
13. Buyarov D. Methods and Techniques for the Formation of Reading Literacy among Students in the Process of Studying Historical Disciplines // European Journal of Contemporary Education. – 2023. – T. 12, № 2. – Рр. 352-364.

Formation of reading literacy among students in the process of studying social disciplines

Authors: Buyarov Dmitry Vladimirovich, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Shabalina Galina Aleksandrovna, Lecturer , Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

Keywords: reading literacy; functional literacy; text; method; reception; Federal State Educational Standard; education.

The authors in this paper raise an urgent problem of the methodology of the formation of reader literacy in the course of teaching students. Attention is focused on active and interactive methods of working with text, because these methods contribute to the inclusion of students in cognitive activity, and also thanks to these methods, the material is absorbed more efficiently and faster. The development of reading literacy is a complex and lengthy process implemented during the study of various disciplines, including social ones. The formation of reading literacy involves the use of various types of text: continuous, discontinuous, mixed, composite, as well as various tasks aimed at developing such skills as finding and extracting information from the text, the ability to integrate and interpret the text, the ability to comprehend and evaluate the text and use the knowledge obtained from the texts for practical purposes. Reading literacy is the basis for the formation of functional literacy, because without the skills of working with the text, it is impossible to master educational, cognitive and practical competencies. The purpose of the study: to consider methods and techniques for the formation of reading literacy among students in the process of studying social disciplines. The scientific novelty of the work is to try to comprehend reader's literacy as a tool for the formation of a comprehensively developed personality. As a result of the work, productive strategies have been identified that contribute to the formation of reading literacy among students.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки