Гражданская культура в условиях цифровизации общества потребления

Журнал «KANT» №2(51) 2024 [стр. 317-321]

DOI: 10.24923/2222-243X.2024-51.53

Авторы: Шевченко Лариса Владимировна, аспирант, Южно- Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова, Новочеркасск ORCID: 0000-0002-4473-1978

Ключевые слова: гражданская культура; гражданская субъектность; общество потребления; цифровые технологии; консюмеризм; одномерный человек; цифровой аутизм; цифровой эскапизм.

Цитировать: Шевченко Л.В. Гражданская культура в условиях цифровизации общества потребления // KANT. – 2024. – №2(51). – С. 317-321. EDN: SBUZJZ. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-51.53

Целью исследования является анализ процесса цифровизации общества потребления и его влияние на формирование гражданской культуры. Цифровые технологии значительно упрощают процесс потребления, вовлекая в него все большее число людей. В условиях цифровизации потребления, когда человек может осуществлять приобретение товаров и услуг не выходя из дома, не совершая каких-то усилий и активных действий, в обществе идут процессы деполитизации и социальной атомизации, что не способствует развитию гражданской субъектности человека. Научная новизна заключается в исследовании влияния цифровизации "общества потребления" на развитие гражданской культуры. В результате исследования автор приходит к выводу, что ориентация на потребление порождает у людей апатию и безразличие к социальным проблемам, а процессы цифровизации значительно усиливают индивидуалистские установки. Эти тенденции значительно затрудняют формирование гражданской культуры в обществе.

скачать

Литература:
1. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2005. – 390 с.
2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М.: ПОСТУМ, 2015. – 240 с.
3. Виноградова И. В. Влияние цифровизации на психику человека. Понятие цифрового аутизма // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2022. – С. 471-473.
4. Григорьева М.А. Расщепление коммуникативного поля на шум и молчание: трудности диалога и разобщение // KANT. – 2020. – №4(37). – С. 253-260.
5. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. с франц. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 672 с.
6. Закирова Т.В., Кашин В.В. Символика дискурса Жана Бодрийяра / Т. В. Закирова, В. В. Кашин // Вестник ОГУ. – 2011. – №7 (126). – С. 41-45.
7. Ильин А.Н. Социальная атомизация и ослабление политической активности в условиях консюмеризма / А.Н. Ильин // Знание. Понимание. Умение. – 2015. – № 5. – С. 58-82.
8. Ичетовкина Т. С., Маргазова А. К. Цифровой потребитель и изменение структуры потребления в цифровой экономике // Сборник материалов Всероссийской итоговой научной конференции ИЭИУ ФГБОУ ВО "УДГУ" (Ижевск, 01-30 апреля 2923 г.). – Ижевск: Удмуртский университет, 2023. – С. 121-125.
9. Лисенкова А.А. Трансформация социокультурной идентичности в цифровом пространстве. – Пермь: ПГИК, 2021. – 286 с.
10. Лисенкова А.А., Труфанова Е.О. Цифровой эскапизм – от аддикции до аскетизма / А.А. Лисенкова, Е.О. Труфанова // Galactica Media: Журнал медиаисследований. – 2023. – №5 (3). – С. 17-34.
11.  Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: АСТ, 2002. – 526 с.
12.  Миронов В.В. Платон и современная пещера big-data / В. В. Миронов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.: Философия и конфликтология. – 2019. – Т. 35, Вып. 1.– С. 4-24.
13. Солодова Е.А. Естественный интеллект – необходимое условие развития искусственного интеллекта / Е.А. Солодова // Гуманитарный Вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. – 2020. – №4(22). – С. 115-119.
14. Челомбицкая М.П. Виртуальная реальность как проявление одной из основных форм эскапизма в молодёжной среде / М.П. Челомбицкая // Архивариус. – 2022. – № 1. – С. 36-40.

Civic culture in the conditions of digitalization of the consumer society

Authors: Shevchenko Larisa Vladimirovna, Postgraduate student, South Russian State Polytechnic University (NPI) named after. M.I. Platova, Novocherkassk

Keywords: civic culture; civic subjectivity; consumer society; digital technologies; consumerism; one-dimensional person; digital autism; digital escapism.

The purpose of the study is to analyze the process of digitalization of the consumer society and its impact on the formation of civic culture. Digital technologies greatly simplify the consumption process, involving an increasing number of people in it. In the conditions of digitalization of consumption, when a person can purchase goods and services without leaving home, without making any efforts or active actions, processes of depoliticization and social atomization are taking place in society, which does not contribute to the development of a person's civic subjectivity. The scientific novelty lies in the study of the impact of digitalization of the "consumer society" on the development of civic culture. As a result of the study, the author comes to the conclusion that a focus on consumption creates apathy and indifference in people to social problems, and digitalization processes significantly strengthen individualistic attitudes in society. These trends significantly complicate the formation of a civic culture in society.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки