Гражданская культура в условиях цифровизации общества потребления
Журнал «KANT» №2(51) 2024 [стр. 317-321]
DOI: 10.24923/2222-243X.2024-51.53
Ключевые слова: гражданская культура; гражданская субъектность; общество потребления; цифровые технологии; консюмеризм; одномерный человек; цифровой аутизм; цифровой эскапизм.
Целью исследования является анализ процесса цифровизации общества потребления и его влияние на формирование гражданской культуры. Цифровые технологии значительно упрощают процесс потребления, вовлекая в него все большее число людей. В условиях цифровизации потребления, когда человек может осуществлять приобретение товаров и услуг не выходя из дома, не совершая каких-то усилий и активных действий, в обществе идут процессы деполитизации и социальной атомизации, что не способствует развитию гражданской субъектности человека. Научная новизна заключается в исследовании влияния цифровизации "общества потребления" на развитие гражданской культуры. В результате исследования автор приходит к выводу, что ориентация на потребление порождает у людей апатию и безразличие к социальным проблемам, а процессы цифровизации значительно усиливают индивидуалистские установки. Эти тенденции значительно затрудняют формирование гражданской культуры в обществе.
1. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2005. – 390 с.
2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М.: ПОСТУМ, 2015. – 240 с.
3. Виноградова И. В. Влияние цифровизации на психику человека. Понятие цифрового аутизма // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2022. – С. 471-473.
4. Григорьева М.А. Расщепление коммуникативного поля на шум и молчание: трудности диалога и разобщение // KANT. – 2020. – №4(37). – С. 253-260.
5. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. с франц. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 672 с.
6. Закирова Т.В., Кашин В.В. Символика дискурса Жана Бодрийяра / Т. В. Закирова, В. В. Кашин // Вестник ОГУ. – 2011. – №7 (126). – С. 41-45.
7. Ильин А.Н. Социальная атомизация и ослабление политической активности в условиях консюмеризма / А.Н. Ильин // Знание. Понимание. Умение. – 2015. – № 5. – С. 58-82.
8. Ичетовкина Т. С., Маргазова А. К. Цифровой потребитель и изменение структуры потребления в цифровой экономике // Сборник материалов Всероссийской итоговой научной конференции ИЭИУ ФГБОУ ВО "УДГУ" (Ижевск, 01-30 апреля 2923 г.). – Ижевск: Удмуртский университет, 2023. – С. 121-125.
9. Лисенкова А.А. Трансформация социокультурной идентичности в цифровом пространстве. – Пермь: ПГИК, 2021. – 286 с.
10. Лисенкова А.А., Труфанова Е.О. Цифровой эскапизм – от аддикции до аскетизма / А.А. Лисенкова, Е.О. Труфанова // Galactica Media: Журнал медиаисследований. – 2023. – №5 (3). – С. 17-34.
11. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. – М.: АСТ, 2002. – 526 с.
12. Миронов В.В. Платон и современная пещера big-data / В. В. Миронов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.: Философия и конфликтология. – 2019. – Т. 35, Вып. 1.– С. 4-24.
13. Солодова Е.А. Естественный интеллект – необходимое условие развития искусственного интеллекта / Е.А. Солодова // Гуманитарный Вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. – 2020. – №4(22). – С. 115-119.
14. Челомбицкая М.П. Виртуальная реальность как проявление одной из основных форм эскапизма в молодёжной среде / М.П. Челомбицкая // Архивариус. – 2022. – № 1. – С. 36-40.
Civic culture in the conditions of digitalization of the consumer society
Keywords: civic culture; civic subjectivity; consumer society; digital technologies; consumerism; one-dimensional person; digital autism; digital escapism.