Развитие межкультурной компетентности студентов путем формирования языкового сознания

Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 312-316]

DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.56

Авторы: Фань Тао, аспирант, Полякова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва

Ключевые слова: межкультурная коммуникация; языковое сознание; сознание; межкультурная компетентность; китайские студенты-филологи; обучение русскому языку.

Цитировать: Фань Тао, Полякова Е.В. Развитие межкультурной компетентности студентов путем формирования языкового сознания // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 312-316. EDN: XLWYPD. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.56

Цель исследования – раскрыть сущность понятий "межкультурная компетентность" и "языковое сознание" в рамках межкультурной коммуникации и предложить стратегии взаимодействия при преподавании русского языка китайским студентам-филологам в Китае для развития межкультурной компетентности средством формирования языкового сознания. В статье рассматриваются смежные понятия, такие как межкультурная коммуникация, культура, сознание, языковое сознание и межкультурная компетентность, анализируется взаимосвязь между ними, акцентировано внимание на важности языкового сознания в развитии межкультурной компетентности. Научная новизна заключается в том, что авторы рассматривают преподавание русского языка как иностранного в Китае в контексте межкультурной коммуникации. В результате выявлено то, что языковое сознание определяет уровень межкультурной коммуникации учащихся на иностранном языке. Формирование уровня русского языкового сознания может способствовать развитию межкультурной компетентности на русском языке.

скачать

Литература:
1. Берестнев Г.И. Самосознание личности в зеркале языка: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук / Г.И. Берестнев. – М., 2000. – 41 с.
2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров. – Изд. 4-е. – М.: Русский язык, 1990. – 246 с.
3. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин; под ред. А.П. Садохина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.
4. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку: (на материале рус. яз. как иностранного) / И.А. Зимняя. – М.: Рус.яз., 1989. – 219 с.
5. Культура – Малый академический словарь. URL: https://gufo.me/dict/mas/культура
6. Леонтович О.А. Россия и США. Введение в межкультурную коммуникацию / О.А. Леонтович. – Волгоград: Перемена, 2003. – 398 с.
7. Ли Вэньсинь. Исследование по оценке языкового сознания изучающих русский язык в китайских университетах: дисс. ... д-ра филол. наук / Вэньсинь Ли. – Чанчунь, 2022. – 231 с. (на кит. яз.)
8. Лю Хонг, Панг Шилу. Исследование межкультурной коммуникации и языкового сознания / Хонг Лю, Шилу Панг // Изучение иностранных языков стран Северо-Восточной Азии.– 2013.– №1(01) – С. 27-31. (на кит. яз.)
9. Сагитова А.Ф. Этнолингвистические особенности языкового сознания / А.Ф. Сагитова, Г.Г. Фефелова // Вестник Башкирского университета. – 2019. – Т. 24, № 1 – С. 215-219.
10. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования / АП. Садохин // ЖССА. – 2007. – № 1. – С. 125-139.
11. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б.А. Серебренников; Академия наук СССР. Институт языкознания. – М.: Наука, 1988. – 242 с.
12. Сорокин Ю.А. Введение в этнопсихолингвистику / Ю.А. Сорокин. – Ульяновск: Изд-во Ульяновского ун-та, 1998. – 211 с.
13. Цветкова Т.К. Проблема сознания в контексте обучения иностранному языку / Т.К. Цветкова // Вопросы психологии. – 2001. -№ 4. – С. 68.
14. Bransdorfer R. (1994). LEXICAL PHRASES AND LANGUAGE TEACHING. James R. Nattinger and Jeanette S. DeCarrico. Oxford: Oxford University Press, 1992. Pp. xvi 218. Studies in Second Language Acquisition, 16(2), 254-254. doi:10.1017/S0272263100013000
15. Foreign Language Study and Language Awareness[J]. Eric W. Hawkins. Language Awareness. 1999(3-4).

Development of intercultural competence of students by forming linguistic consciousness

Authors: Fan Tao, Postgraduate student, Polyakova Elena Viktorovna, PhD of Philological sciences, Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

Keywords: intercultural communication; linguistic consciousness; consciousness; intercultural competence; Chinese students of philology; Russian language teaching.

The purpose of the study is to reveal the essence of "intercultural competence" and "linguistic consciousness" within the context of intercultural communication, and to propose strategies in teaching Russian in China for the development of intercultural competence among Chinese students of philology by forming linguistic consciousness. The article considers related concepts such as intercultural communication, culture, consciousness, linguistic consciousness, and intercultural competence, analyzes the relationship between them, and focuses on the importance of linguistic consciousness in the development of intercultural competence. The scientific novelty lies in the fact that the author considers the language teaching of Russian in China in the context of intercultural communication. As a result, identified that linguistic consciousness determines the level of intercultural communication of students in a foreign language, Russian language consciousness formation can contribute to the development of intercultural competence in Russian.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки