Аудитивный комплекс как дополнительный ресурс в обучении русскому языку как иностранному
Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 225-233]
DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.41
Ключевые слова: аудитивный комплекс; аудитивные навыки; аудирование; лингвистическая экспертиза; внутренняя мотивация; речевая коммуникация; словарный запас; русский язык как иностранный.
Цель исследования заключается в поиске дополнительных способов для совершенствования аудитивных навыков, а также их активизации на уровнях B1-B2. Результаты. В ходе работы были выявлены потенциальные возможности по формированию аудитивного комплекса на основе циклизации, которые могут стимулировать учащихся к изучению русского языка как иностранного. Подобный аудитивный механизм должен служить не только мотивирующим импульсом, но также способствовать активизации изученных лексико-грамматических единиц. Кроме того, благодаря циклу аудитивных текстов появляется возможность создать в сознании обучаемых реальную атмосферу страны изучаемого языка, познакомиться с реалиями России, русской культуры через содержание материалов.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Антипина Н.М., Жигирева Е.Г., Гусева Т.А. Онлайн-обучение и экономика образования // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №4-2. – С. 8-11.
3. Арефьев А.Л. Русский язык в системах образования стран мира в ХХ и ХХI веках // Социология образования. – 2013. – №5. – С. 48-72.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: сб. / М.М. Бахтин. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.
5. Быкова О.П. О некоторых особенностях обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в условиях отсутствия русской языковой среды specifics of teaching Russian as a foreign language in the absence of the Russian language environment // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 164-170.
6. Виноградов В.В. О литературной циклизации: (По поводу "Невского проспекта" Гоголя и "Исповеди опиофага" Де Квинси) / В.В. Виноградов // Поэтика русской литературы: Избранные труды. – М.: Наука, 1976. – С. 45-62.
7. Глазунова О.И. Программа по русскому языку как иностранному: Уровни А1 – С2. Основной курс. Фонетика. Лексика. Грамматика. Аудирование. Чтение. Говорение. Письмо. / О.И. Глазунова, Д.В. Колесова, Т.И. Попова. – М.: Русский язык. Курсы, 2017. – 216 с.
8. Гончар И.А. Валидность обучающих аудиотекстов // Мир русского слова. – 2007. – 4. – С. 71-76.
9. Гончар И.А. Звучащий текст как объект методики в аспекте РКИ // Русский язык за рубежом. – 2011. – № 2(225). – С. 25-32.
10. Горбунов А.П. Российская высшая школа в условиях рыночных реформ 1990-х гг. / А. П. Горбунов // Новый исторический вестник. – 2006. – №1(14). – С. 181-207.
11. Дурнев В.С. К вопросу о подтверждении трудовыми мигрантами факта владения русским языком / В. С. Дурнев // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. – №11. – С. 18-20. – EDN RSSUDN.
12. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления. – Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост. Леонтьев А.А. – М.: Рус. яз., 1991. – 360 с.
13. Кочкина З.А. Аудирование: что это такое? // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 8. – С. 12a-18a.
14. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. – 1996. – №1. – С. 13-17.
15. Московкин Л.В. Дидактические основы теории методов обучения неродному языку / Л.В. Московкин; Санкт-Петербургский государственный университет. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2021. – 148 с.
16. Сафонова В.В. Развитие культуры восприятия устной речи при обучении иностранному языку: современные методические проблемы и пути их решения // Иностранные языки в школе. – 2011. – №5. – С. 5-10.
17. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности: дисс. д-ра пед. наук. – М., 1992. – 528 с. + Прил. (с. 529-672: ил.)
18. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс : пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – М.: АСТ, 2008. – 239 с.
19. Стрелкова И.А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования // Социальные новации и социальные науки. – 2021. – №1(3). – С. 96-106.
20. Фурманова М.И. Языковая/речевая среда урока иностранного языка на основе информационно/коммуникационной среды – стимулирующий фактор усвоения знаний и формирования коммуникативных умений // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 196-200.
21. Чернец Л.В. Введение в литературоведение: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению подготовки "Филология". – 5-е изд., стереотипное. – М.: Издательство Академия, 2012. – 720 с.
22. Шаклеин В.М., Барышникова Е.Н., Завьялова О.С. [и др.] Россия вчера и сегодня: учеб. пос. по русскому языку для иностранных студентов гуманитарных специальностей. II сертифицированный уровень. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: РУДН, 2018. – 229 с.
23. Янушкевич А.С. Три эпохи литературной циклизации: Боккаччо – Гофман – Гоголь // Вестник ТГУ. – 2008. – №2(3).– С. 63-81.
24. Rost M. Listening in Language Learning / M. Rost. – London, 1990. – 278 p.
25. Richards Jack C. Teaching Listening and Speaking. Cambridge University Press: 2008. – p.44.
26. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and Extrinsic Motivation: Classic Definitions and New Directions[Electronic resource].uRL:https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0361476X99910202 (дата обращения: 12.01.2022).
27. Spratt M., Pulvemess A., Williams M., The TKT Teaching knowledge test course. Module 1,2 and 3. Cambridge university press:13th printing 2015.
The listening comprehension audio complex as an additional resource in teaching Russian as a foreign language
Keywords: audio complex; audio skills; listening; linguistic expertise; internal motivation; speech communication; vocabulary; Russian as a foreign language