Поликодовые тексты в учебниках по русскому языку как иностранному среднего уровня обучения. Сравнительный анализ

Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 213-220]

DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.39

Авторы: Безруких Александра Петровна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург SPIN-код: 1672-2329

Ключевые слова: поликодовый текст; креолизованный текст; сравнительный анализ учебников РКИ; поликодовые тексты в преподавании РКИ.

Цитировать: Безруких А.П. Поликодовые тексты в учебниках по русскому языку как иностранному среднего уровня обучения. Сравнительный анализ // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 213-220. EDN: OXMYKD. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.39

Статья посвящена исследованию поликодовых текстов в учебниках по русскому языку как иностранному для среднего этапа обучения. Целью статьи является анализ видов и форм, сравнение представленности материалов для обучения в формате поликодовых текстов в существующих учебных пособиях. В работе приводятся результаты контент-анализа и сравнительного анализа 30 учебников по русскому язык как иностранному для уровней В1-В2. Делаются выводы о частоте использования различных видов поликодовых текстов в современных учебниках, описываются примеры из существующих учебных пособий. Предоставляются результаты сравнительного анализа включения поликодовых текстов в учебные пособия по русскому языку как иностранному с 2003 по 2023 годы, выявляются общие тенденции развития учебников для уровней В1-В2.

скачать

Литература:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М., 2017. – 495 c.
2. Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. – 1992. – № 1. – С. 71?78.
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студентов фак. иностр. яз. вузов. – М.: Тезаурус, 2013. – 122 с.
4. Бринюк Е.В. Об особенностях использования креолизованного текста в учебных изданиях по русскому языку как иностранному // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: сб. ст. – М., 2017. – С. 34-39.
5. Винникова Т.А. Особенности поликодовой и полимодальной организации кинотекста (на материале художественного фильма "The Queen") // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – №27(165). – С. 9-11.
6. Кириченко Е.А., Кольцов И.А., Кольцова А.А. Использование инфографики как вида графической наглядности в обучении иностранному языку // KANT. – 2020. – № 1 (34). – С. 249-253.
7. Куницина О.М. Дидактический потенциал поликодового текста в обучении иностранному языку // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. – 2020. – Вып. 4(837). – С. 138-149.
8. Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно-коммуникационных технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2011. – № 2 (18). – С. 1-4.
9. Новоспасская Н.В., Дугалич Н.М. Терминосистема теории поликодовых текстов // Русистика. – 2022. – Ч. 20, №3. – С. 298-311.
10. Писаренко В.И. Методика использования видеоматериалов в обучении второму иностранному языку: на материале французского языка в неязыковом вузе: дис. … канд. пед. наук. – Таганрог, 2002. – 181c.
11. Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста: дис. … канд. филол. наук. – М., 1997. – 237 с.
12. Сенцова В.А. Поликодовые тексты как средство обучения итальянских учащихся русской грамматике (I сертификационный уровень): дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2017. – 184 с.
13. Слышкин Г.Г., Ефремова М.А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). – М.: Водолей Publishers, 2004. – 153 с.
14. Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. – М.: РАН, Ин-т языкознания, 2005. – 220 с.
15. Тужилина Ю. М. Прагматический эффект средств креолизации различных видов массмедийного дискурса // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 2 (106). – С. 137-141.
16. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – 334 с.
17. Vasquet J., Comer M., Troutman F. Developing Visual Literacy in Science, K-8. NSTA press, 2010.
18. Wasilewska M. The power of image nation: how to teach a visual generation // The image in English language teaching. Malta, 2017. P. 43-51.

Polycode texts in textbooks on Russian as a foreign language at the intermediate level. Comparative analysis

Authors: Bezrukikh Alexandra Petrovna, Postgraduate student, St. Petersburg State University, St. Petersburg

Keywords: polycode text; creolized text; polycode texts in teaching RFL; comparative analysis of RFL textbooks.

The article is devoted to the study of polycode texts in textbooks on Russian as a foreign language for the middle stage of education. The purpose of the article is to analyze the types and forms, compare the presentation of materials for training in the format of polycode texts in existing teaching aids. The paper presents the results of content analysis and comparative analysis of 30 textbooks on Russian as a foreign language for levels B1-B2. Conclusions are drawn about the frequency of use of various types of polycode texts in modern textbooks, and examples from existing textbooks are described. The results of a comparative analysis of the inclusion of polycode texts in textbooks on Russian as a foreign language from 2003 to 2023 are provided, general trends in the development of textbooks for levels B1-B2 are identified.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки