Поликодовые тексты в учебниках по русскому языку как иностранному среднего уровня обучения. Сравнительный анализ
Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 213-220]
DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.39
Ключевые слова: поликодовый текст; креолизованный текст; сравнительный анализ учебников РКИ; поликодовые тексты в преподавании РКИ.
Статья посвящена исследованию поликодовых текстов в учебниках по русскому языку как иностранному для среднего этапа обучения. Целью статьи является анализ видов и форм, сравнение представленности материалов для обучения в формате поликодовых текстов в существующих учебных пособиях. В работе приводятся результаты контент-анализа и сравнительного анализа 30 учебников по русскому язык как иностранному для уровней В1-В2. Делаются выводы о частоте использования различных видов поликодовых текстов в современных учебниках, описываются примеры из существующих учебных пособий. Предоставляются результаты сравнительного анализа включения поликодовых текстов в учебные пособия по русскому языку как иностранному с 2003 по 2023 годы, выявляются общие тенденции развития учебников для уровней В1-В2.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М., 2017. – 495 c.
2. Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. – 1992. – № 1. – С. 71?78.
3. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студентов фак. иностр. яз. вузов. – М.: Тезаурус, 2013. – 122 с.
4. Бринюк Е.В. Об особенностях использования креолизованного текста в учебных изданиях по русскому языку как иностранному // Актуальные проблемы обучения русскому языку как иностранному и русскому языку как неродному: сб. ст. – М., 2017. – С. 34-39.
5. Винникова Т.А. Особенности поликодовой и полимодальной организации кинотекста (на материале художественного фильма "The Queen") // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – №27(165). – С. 9-11.
6. Кириченко Е.А., Кольцов И.А., Кольцова А.А. Использование инфографики как вида графической наглядности в обучении иностранному языку // KANT. – 2020. – № 1 (34). – С. 249-253.
7. Куницина О.М. Дидактический потенциал поликодового текста в обучении иностранному языку // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. – 2020. – Вып. 4(837). – С. 138-149.
8. Лапшева Е.Е., Храмова М.В. Развитие визуальной грамотности обучаемых средствами информационно-коммуникационных технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2011. – № 2 (18). – С. 1-4.
9. Новоспасская Н.В., Дугалич Н.М. Терминосистема теории поликодовых текстов // Русистика. – 2022. – Ч. 20, №3. – С. 298-311.
10. Писаренко В.И. Методика использования видеоматериалов в обучении второму иностранному языку: на материале французского языка в неязыковом вузе: дис. … канд. пед. наук. – Таганрог, 2002. – 181c.
11. Пойманова О.В. Семантическое пространство видеовербального текста: дис. … канд. филол. наук. – М., 1997. – 237 с.
12. Сенцова В.А. Поликодовые тексты как средство обучения итальянских учащихся русской грамматике (I сертификационный уровень): дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2017. – 184 с.
13. Слышкин Г.Г., Ефремова М.А. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа). – М.: Водолей Publishers, 2004. – 153 с.
14. Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. – М.: РАН, Ин-т языкознания, 2005. – 220 с.
15. Тужилина Ю. М. Прагматический эффект средств креолизации различных видов массмедийного дискурса // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 2 (106). – С. 137-141.
16. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – 334 с.
17. Vasquet J., Comer M., Troutman F. Developing Visual Literacy in Science, K-8. NSTA press, 2010.
18. Wasilewska M. The power of image nation: how to teach a visual generation // The image in English language teaching. Malta, 2017. P. 43-51.
Polycode texts in textbooks on Russian as a foreign language at the intermediate level. Comparative analysis
Keywords: polycode text; creolized text; polycode texts in teaching RFL; comparative analysis of RFL textbooks.