Программа "Приоритет-2030" как развитие концептуальных подходов в оценке деятельности вузов
Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 4-11]
DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.1
Ключевые слова: "Приоритет-2030"; научно-педагогические работники; оценка эффективности научной и образовательной деятельности; инновационные подходы в образовании; библиометрические показатели; эффективный контракт; качество и конкурентоспособность образования.
В статье представлены результаты исследования, основанные на анализе и систематизации российского законодательства, локальных нормативных актов московских вузов, обзоре научной литературы и отчетов практической деятельности университетов-участников программы "Приоритет-2030". Использование различных концептуальных подходов в оценке деятельности вузов началось в 2000 г. и продолжается в настоящее время, что нашло отражение и в требованиях к профессорско-преподавательскому составу (далее – ППС) и научным сотрудникам (далее – НС), а также к методам их мотивации. Рассматривая содержание программы "Приоритет-2030", основной целью которой является повышение качества научной и образовательной деятельности в российских университетах и укрепление их международного статуса, авторы отмечают ее логическое продолжение принятого направления государственной поддержки лидеров российского образования и науки. Показателями эффективности научно-педагогической деятельности являются содержательная составляющая эффективных контрактов, в которых ключевыми критериями оценки деятельности научно-педагогических работников являются научная работа и публикационная активность, направленные на использование их результатов в учебной и методической работе. Статья подчеркивает важность инновационных подходов в оценке и мотивации научно-педагогических работников, использующих современные технологии и инструменты в образовательной и научной деятельности. Инновационный потенциал и личные качества являются индивидуальными достижениями и должны учитываться в конкурсных процедурах с последующей индивидуализацией оплаты труда. В этих целях рекомендовано совершенствовать критерии эффективных контрактов и практику их применения.
1. Указ Президента Российской Федерации от 27.11.2023 № 902 "О стипендии Президента Российской Федерации для аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации".
2. Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 N 729 (ред. от 29.11.2023) "О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (вместе с "Правилами проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", "Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования").
3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №432 "Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и методик их расчета".
4. Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 749.
5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н.
6. Балыгина Е.А., Горина Е.Е., Зайцева М.В. [и др.] Возможные инновации в сфере образования, их значение для образовательного процесса и деятельности персонала // Социальные отношения. – 2020. – № 3(34). – С. 93-107. EDN VWQSDX.
7. Боровская М.А., Масыч М.А., Федосова Т. В., Бечвая М.Р. Эффективный контракт как инструмент устойчивого развития университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2022. – Т. 26, №3. – С. 100-111. DOI 10.15826/umpa.2022.03.024. EDN ACTXRG.
8. Валеева М.В. Исследование эффективности работы научного коллектива: социологический анализ на примере уральского федерального университета // Управление наукой: теория и практика. – 2021. – №1(3). – С. 106-119.
9. Галажинский Э.В., Суханова Е.А. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен. Университетское управление: практика и анализ. – 2023. – №27(1). – С. 6-11. DOI 10.15826/umpa.2023.01.001
10. Гордиенко Т.П., Безусова Т.А. Критериальное оценивание деятельности научно-педагогических работников // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2020. – Т. 6, № 2. – С. 14-25. DOI 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-2. EDN KNCZBZ.
11. Деркачев П.В., Варакина Ж.Л., Гусева Н.С., Клишевич Н.С. Субъективная оценка преподавателями вузов влияния эффективного контракта на повышение показателей их научно-исследовательской работы // Университетское управление: практика и анализ. – 2022. – Т. 26, № 1. – С. 54-67. DOI 10.15826/umpa.2022.01.004. EDN AMHQPU.
12. Доклад о реализации Плана деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2022 году и задачах на 2023 год. https://minobrnauki.gov.ru/upload/2023/06/Доклад%20ИТОГ%20на%20сайт.pdf (дата обращения: 11.02.2024)
13. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, №1. – С. 202-230. DOI 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230. EDN XIYTOL.
14. Иванова А.Д., Евграфов А.А., Муругова О.В. Публикационная активность как приоритет в развитии вузов России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2020. – № 3. – С. 88-99. DOI 10.15593/2224-9354/2020.3.6. EDN LQTTGR.
15. Игошин А.Н., Черемухин А.Д., Курмашева Н.Е. Факторы эффективности научной деятельности сотрудников университета и их влияние на систему оплаты труда // Вестник НГИЭИ. – 2020. – №6(109). – С. 114-128. EDN WYVSGX.
16. Костенко Е.П., Гозалова А.В. Реформирование системы высшего образования в России: генезис, особенности и влияние на социально– трудовые отношения в вузе. Государственное и муниципальное управление // Ученые записки. – 2022. – № 4. – С. 208-222.
17. Петрякова С.В., Кот Е.М., Фатеева Н.Б., Пильникова И.Ф. Проблемы оценки педагогического персонала // МНИЖ. – 2021. – №11-3(113). – С. 186-191.
18. Поддубная Т.Н., Юрченко А.А. Рейтинг педагога высшей школы как средство повышения конкурентоспособности научно-педагогических работников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2020. – № 2(45). – С. 76-82. DOI 10.24411/2078-1024-2020-12008. EDN KDQJLM.
19. Рогинко Е.В. Мотивация преподавателя как предпосылка повышения качества образования // Высшее образование сегодня. – 2020. – №10. – С. 22-27. DOI 10.25586/RNU.HET.20.10.P.22. EDN EQZPDT.
20. Чигишева О.П. Современные подходы к оценке результатов научной деятельности в отечественных университетах / О.П. Чигишева // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции. Москва, 08 июня 2021 года. – М.: ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", 2021. – С. 570-578. EDN CDVSNT.
21. Фальков В. Приоритет 2030 лидерами становятся. https://priority2030.ru/upload/medialibrary/03a/8gnncj3evrqmqcnwwhm217z2ej8sxzsr/Falkov-VN.pdf, (дата обращения: 11.02.2024).
Priority-2030 Program as a development of conceptual approaches in the assessment of higher education institutions' performance
Keywords: "Priority-2030"; scientific and pedagogical staff; effectiveness of scientific and educational activities assessment; innovative approaches in education; bibliometric indicators; effective contract; quality and competitiveness of education.