Программа "Приоритет-2030" как развитие концептуальных подходов в оценке деятельности вузов

Журнал «KANT» №1(50) 2024 [стр. 4-11]

DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.1

Авторы: Бабынина Лилия Сергеевна, доктор экономических наук SPIN-код: 2838-0589, Грунина Ирина Сергеевна, аспирант SPIN-код: 3074-2518, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Ключевые слова: "Приоритет-2030"; научно-педагогические работники; оценка эффективности научной и образовательной деятельности; инновационные подходы в образовании; библиометрические показатели; эффективный контракт; качество и конкурентоспособность образования.

Цитировать: Бабынина Л. С., Грунина И.С. Программа "Приоритет-2030" как развитие концептуальных подходов в оценке деятельности вузов // KANT. – 2024. – №1(50). – С. 4-11. EDN: AAMGCY. DOI: 10.24923/2222-243X.2024-50.1

В статье представлены результаты исследования, основанные на анализе и систематизации российского законодательства, локальных нормативных актов московских вузов, обзоре научной литературы и отчетов практической деятельности университетов-участников программы "Приоритет-2030". Использование различных концептуальных подходов в оценке деятельности вузов началось в 2000 г. и продолжается в настоящее время, что нашло отражение и в требованиях к профессорско-преподавательскому составу (далее – ППС) и научным сотрудникам (далее – НС), а также к методам их мотивации. Рассматривая содержание программы "Приоритет-2030", основной целью которой является повышение качества научной и образовательной деятельности в российских университетах и укрепление их международного статуса, авторы отмечают ее логическое продолжение принятого направления государственной поддержки лидеров российского образования и науки. Показателями эффективности научно-педагогической деятельности являются содержательная составляющая эффективных контрактов, в которых ключевыми критериями оценки деятельности научно-педагогических работников являются научная работа и публикационная активность, направленные на использование их результатов в учебной и методической работе. Статья подчеркивает важность инновационных подходов в оценке и мотивации научно-педагогических работников, использующих современные технологии и инструменты в образовательной и научной деятельности. Инновационный потенциал и личные качества являются индивидуальными достижениями и должны учитываться в конкурсных процедурах с последующей индивидуализацией оплаты труда. В этих целях рекомендовано совершенствовать критерии эффективных контрактов и практику их применения.

скачать

Литература:
1. Указ Президента Российской Федерации от 27.11.2023 № 902 "О стипендии Президента Российской Федерации для аспирантов и адъюнктов, проводящих научные исследования в рамках реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации".
2. Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 N 729 (ред. от 29.11.2023) "О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" (вместе с "Правилами проведения отбора образовательных организаций высшего образования для оказания поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", "Правилами предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание поддержки программ развития образовательных организаций высшего образования").
3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №432 "Об утверждении перечня целевых показателей эффективности реализации программ развития образовательных организаций высшего образования, которым предоставляется поддержка в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и методик их расчета".
4. Положение о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 749.
5. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н.
6. Балыгина Е.А., Горина Е.Е., Зайцева М.В. [и др.] Возможные инновации в сфере образования, их значение для образовательного процесса и деятельности персонала // Социальные отношения. – 2020. – № 3(34). – С. 93-107. EDN VWQSDX.
7. Боровская М.А., Масыч М.А., Федосова Т. В., Бечвая М.Р. Эффективный контракт как инструмент устойчивого развития университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2022. – Т. 26, №3. – С. 100-111. DOI 10.15826/umpa.2022.03.024. EDN ACTXRG.
8. Валеева М.В. Исследование эффективности работы научного коллектива: социологический анализ на примере уральского федерального университета // Управление наукой: теория и практика. – 2021. – №1(3). – С. 106-119.
9. Галажинский Э.В., Суханова Е.А. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен. Университетское управление: практика и анализ. – 2023. – №27(1). – С. 6-11. DOI 10.15826/umpa.2023.01.001
10. Гордиенко Т.П., Безусова Т.А. Критериальное оценивание деятельности научно-педагогических работников // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2020. – Т. 6, № 2. – С. 14-25. DOI 10.18413/2313-8971-2020-6-2-0-2. EDN KNCZBZ.
11. Деркачев П.В., Варакина Ж.Л., Гусева Н.С., Клишевич Н.С. Субъективная оценка преподавателями вузов влияния эффективного контракта на повышение показателей их научно-исследовательской работы // Университетское управление: практика и анализ. – 2022. – Т. 26, № 1. – С. 54-67.  DOI 10.15826/umpa.2022.01.004. EDN AMHQPU.
12. Доклад о реализации Плана деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в 2022 году и задачах на 2023 год. https://minobrnauki.gov.ru/upload/2023/06/Доклад%20ИТОГ%20на%20сайт.pdf (дата обращения: 11.02.2024)
13. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, №1. – С. 202-230. DOI 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230. EDN XIYTOL.
14. Иванова А.Д., Евграфов А.А., Муругова О.В. Публикационная активность как приоритет в развитии вузов России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2020. – № 3. – С. 88-99. DOI 10.15593/2224-9354/2020.3.6. EDN LQTTGR.
15. Игошин А.Н., Черемухин А.Д., Курмашева Н.Е. Факторы эффективности научной деятельности сотрудников университета и их влияние на систему оплаты труда // Вестник НГИЭИ. – 2020. – №6(109). – С. 114-128. EDN WYVSGX.
16. Костенко Е.П., Гозалова А.В. Реформирование системы высшего образования в России: генезис, особенности и влияние на социально– трудовые отношения в вузе. Государственное и муниципальное управление // Ученые записки. – 2022. – № 4. – С. 208-222.
17. Петрякова С.В., Кот Е.М., Фатеева Н.Б., Пильникова И.Ф. Проблемы оценки педагогического персонала // МНИЖ. – 2021. – №11-3(113). – С. 186-191.
18. Поддубная Т.Н., Юрченко А.А. Рейтинг педагога высшей школы как средство повышения конкурентоспособности научно-педагогических работников // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2020. – № 2(45). – С. 76-82. DOI 10.24411/2078-1024-2020-12008. EDN KDQJLM.
19. Рогинко Е.В. Мотивация преподавателя как предпосылка повышения качества образования // Высшее образование сегодня. – 2020. – №10. – С. 22-27. DOI 10.25586/RNU.HET.20.10.P.22. EDN EQZPDT.
20. Чигишева О.П. Современные подходы к оценке результатов научной деятельности в отечественных университетах / О.П. Чигишева // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции. Москва, 08 июня 2021 года. – М.: ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", 2021. – С. 570-578. EDN CDVSNT.
21. Фальков В. Приоритет 2030 лидерами становятся. https://priority2030.ru/upload/medialibrary/03a/8gnncj3evrqmqcnwwhm217z2ej8sxzsr/Falkov-VN.pdf, (дата обращения: 11.02.2024).

Priority-2030 Program as a development of conceptual approaches in the assessment of higher education institutions' performance

Authors: Babynina Liliya Sergeevna, DSc of Economics, Grunina Irina Sergeevna, Postgraduate student, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Keywords: "Priority-2030"; scientific and pedagogical staff; effectiveness of scientific and educational activities assessment; innovative approaches in education; bibliometric indicators; effective contract; quality and competitiveness of education.

The article presents the results of the research based on the analysis and systematization of Russian legislation, local regulations of Moscow universities, review of scientific literature and reports of practical activities of universities participating in the Priority-2030 program. The use of different conceptual approaches in the evaluation of universities' performance began in 2000 and continues to the present day, which is reflected in the requirements for teaching staff and research staff, as well as in the methods of their motivation. Considering the content of the "Priority-2030" program, the main goal of which is to improve the quality of scientific and educational activities in Russian universities and strengthen their international status, the authors note its logical continuation of the adopted direction of state support for the leaders of Russian education and science. Indicators of the effectiveness of scientific and pedagogical activity are the content component of effective contracts, in which the key criteria for evaluating the performance of scientific and pedagogical staff are scientific work and publication activity, aimed at using their results in teaching and methodological work. The article emphasizes the importance of innovative approaches in the evaluation and motivation of scientific and pedagogical workers who use modern technologies and tools in educational and scientific activities. Innovative potential and personal qualities are individual achievements and should be taken into account in competitive procedures with subsequent individualization of remuneration. To this end, it is recommended to improve the criteria of effective contracts and the practice of their application.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки