Анализ образовательной среды и социальных условий обучения: кейсы университетов юга России *
Журнал «KANT» №3(48) 2023 [стр. 243-251]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.42
Ключевые слова: социальные условия; высшее образование; магистратура; образовательная среда; стипендия; общежития; поздняя юность.
* Исследование выполнено в рамках реализации гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук, научный проект № МК 88.2022.2.
Цель исследования – проанализировать социальные условия обучения магистрантов на примере четырех вузов РФ. Были проанализированы работы различных авторов, среди которых необходимо отметить: С.Д. Смирнова, С.М. Афанасьева, Н.С. Макарову, Т.Н. Лобанову и других. Материальной основой для анализа социальных условий являются отчеты четырех вузов о самообследовании. В результате сделаны следующие выводы: самую большую стипендиальную выплату получают "отличники" в ЮФУ, которая составляет три тысячи шестьсот шесть рублей; наибольшее количество студентов, в частности, магистрантов, проживающих в общежитиях, приходится также на ЮФУ и составляет тысячу семьсот человек (в 2021 году); все вузы, за исключением АГУ, реализуют сотрудничество с ПАО "Сбербанк", что свидетельствует о тесном взаимодействии с потенциальными будущими работодателями; каждый из четырех вузов предоставляет возможность магистрантам реализовывать сотрудничество с зарубежными вузами. Следует также говорить о том, что каждый из вузов демонстрирует свои особенности, в частности, АГУ сотрудничает с ООО "Elektron Ta'lim Ta'minot". В результате исследования автор приходит к выводу о том, что социальные условия в четырех изученных вузах сформированы на достаточно высоком уровне.
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания : Борис Герасимович Ананьев. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 260 с.
2. Афанасьева С.М. Психологическая готовность к взаимодействию с образовательной средой вуза у первокурсников и их психическое состояние в период адаптации / С.М. Афанасьева, П.С. Алексеева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2020. – №12. – С. 20-26.
3. Гурова Е.В. Обучение как одна из форм самоактуализации человека в поздней зрелости // Высшее образование для XXI века. ХII Международная научная конференция: сб. материалов и докладов. – 2015. – С. 25-30.
4. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон – М.: Книга по Требованию. – 2013. – 176 с.
5. Лобанова Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб. пособие. – М.: ЮРАЙТ. – 2015. – 482 с.
6. Макарова Н.С. Дидактика высшей школы. От классических оснований к постнеклассическим перспективам: монография / Н.С. Макарова, Н.А. Дука, Н.В. Чекалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ. – 2023. – 172 с.
7. Отчет о самообследовании Адыгейского государственного университета за 2021 год. [Электронный ресурс] // Доступ: https://cloud.adygnet.ru/index.php/s/FX58H2GwBQEwLsQ?dir= undefined&path=%2F&openfile=214830 (дата обращения: 07.01.2023).
8. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" (за 2021 год). [Электронный ресурс] // Доступ: https://pgu.ru/information/docs/?ELEMENT_ID=736651 (дата обращения: 07.01.2023).
9. Отчет о самообследовании Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Образования "Северо-кавказский федеральный университет". [Электронный ресурс] // Доступ: https://www.ncfu.ru/export/uploads/docs-university/Otchet-o-samoobsledovanii-FGAOU-VO-Severo-Kavkazskii-federal_nyi-universitet-20.04.2022-g..pdf (дата обращения: 07.01.2023).
10. Отчет о самообследовании Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Образования "Южный федеральный университет". [Электронный ресурс] // Доступ: https://sfedu.ru/docs/ufudoc/Otchet_o_ samoobsledovanii_2021.pdf (дата обращения: 07.01.2023).
11. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор. [Электронный ресурс] // Доступ: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/337001/9789240014909-rus.pdf (дата обращения: 07.01.2023).
12. Смирнов С.Д. Психология и педагогика в высшей школе: учебное пособие для вузов / С.Д. Смирнов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2023. – 352 с.
13. Суховская Д.Н. Теоретико-методологические подходы к исследованию социальных ожиданий от обучения // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. ? 2022. ? № 2. ? С. 122-126.
14. Таратухина Ю.В. Педагогика высшей школы в современном мире: учебник и практикум для вузов / Ю.В. Таратухина, З.К. Авдеева. – М.: ЮРАЙТ. – 2023. – 217 с.
15. Черняева В.А., Бабочкин П.И. Воспитательные функции гуманитарно-социальных дисциплин и качество подготовки специалиста. Вестник МГУУ правительства Москвы. – 2006. – № 1.
16. Экономическая энциклопедия. Социальные условия. [Электронный ресурс] // Доступ: https://vocable.ru/termin/socialnye-uslovija.html (дата обращения: 07.01.2023).
17. Ясвин В.А., Витковский А.П. Какая оргкультура в вашей школе? // Директор школы. – 2021. – № 8 (261). – С. 6-13.
Analysis of the educational environment and social conditions of education: case studies of universities in the south of Russia *
Keywords: social conditions; higher education; MA; educational environment; scholarship; dormitories; late adolescence.
The purpose of the study is to analyze social conditions of master's students' education on the example of four higher education institutions of the Russian Federation. The works of different authors were analyzed, among which it should be noted: S.D. Smirnov, S.M. Afanasyev, N.S. Makarova, T.N. Lobanova and others. The material basis for the analysis of social conditions are HEIs' self-assessment reports. Conclusions: the biggest grant is received by "honors students" in South Federal University which amounts to three thousand six hundred and six rubles. The biggest number of students living in dormitories, also accounts for South Federal University and amounts to one thousand seven hundred people (in 2021). All universities, except for ASU, realize cooperation with PJSC "Sberbank", which indicates close cooperation with potential future employers. Each of four universities gives the opportunity to Master students to realize their potential in the sphere of education. It should also be mentioned that each of the universities demonstrates its own specifics, in particular, ASU cooperates with "Elektron Ta'lim Ta'minot" Ltd. The analyzed facts allow to conclude that social conditions in four HEIs are properly formed.