Программа "диалог с писателем" как средство формирования читательской компетентности младших школьников
Журнал «KANT» №3(48) 2023 [стр. 185-190]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.32
Ключевые слова: читательская компетентность; младшие школьники; сборник литературных сочинений; литературное чтение; читательская деятельность; функциональная грамотность; чтение.
Целью исследования стала апробация программы по формированию читательской компетентности младших школьников "Диалог с писателем" в одной из Тюменских школ. В исследовании приняли участие 29 учеников 4 класса. За основу читательской компетентности взята теоретическая модель Н.Е. Колгановой. Научная новизна заключается в том, что в программе используются элементы экспериментального курса "Литература как предмет эстетического цикла" Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской для создания сборника литературных сочинений. Программа построена в соответствии с учебной программой и с учетом результатов констатирующего исследования. Контрольный этап исследования показал положительную динамику по всем компонентам читательской компетентности, доказав эффективность программы. Финальным продуктом стало создание сборника литературных сочинений младших школьников.
1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение; Педагогика, 1977. – 215 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: пособие для учителя / предисл. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
3. Брук Ж.Ю. Вызовы современной школе: хотят ли дети учиться? // Мир, открытый детству: материалы II Всероссийской науч.-практ. конф. (с международным участием), (17 июня 2021, г. Екатеринбург). / отв. ред. Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, 2021. – С. 14-19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46517080 (дата обращения: 10.06.2023).
4. Волковицкая Е.В. Рекомендации по развитию читательской компетентности и авторской позиции младших школьников / Е. В. Волковицкая // Молодые учёные России: сб. ст. XVI Всероссийской науч.-практ. конф., Пенза, 07 декабря 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение, 2022. – С. 192-196. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49875896 (дата обращения: 10.06.2023).
5. Диалог с писателем / 4 "Ж", МАОУ СОШ №68, г. Тюмень, Тюменская область. – М.: Школьная летопись, 2023. – 80 с.: ил. – (Книга класса). [Электронный ресурс] URL: https://school-letopis.ru/book/1484 (дата обращения: 18.05.2023).
6. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. – 2002. – №2 – С. 42-45. URL: https://psyjournals.ru/files/2259/psyedu_2002_n2_Dubovitskaja.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
7. Зимина О.А. Диагностика читательской грамотности младших школьников // Педагогика, психология, общество: теория и практика: сб. материалов Всероссийской науч.-практ. конф., Чебоксары, 03 декабря 2019 года. – Чебоксары: Среда, 2019. – С. 40-43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41775535 (дата обращения: 23.06.2023).
8. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели / Гаудеамус. – 2017. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-kompetentnost-mladshih-shkolnikov-suschnost-struktura-pokazateli (дата обращения: 20.06.2023).
9. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса "Литература как предмет эстетического цикла" // Психологическая наука и образование. – 1996. – Том 1. – № 4.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос.акад. образования. – 5-е изд. – М. : УРАО, 1999.
11. Основная информация об исследовании PIRLS / Институт стратегии развития образования Российской академии образования Центр оценки качества образования. [Электронный ресурс] URL: https://www.koiro.edu.ru/activities/monitoringovyeissledovaniya/mezhdunarodnye/INFO_PIRLS.pdf (дата обращения: 03.06.2023).
12. Пути формирования читательской компетентности младших школьников: учебно-методическое пособие для педагогов начальных классов / В.Ф. Одеговой. – Н. Новгород: Нижнегородский институт развития образования, 2018. – 267 с.
13. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Баранова В.Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016 // Вопросы образования. – 2018. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-umeniya-rossiyskih-chetveroklassnikov-uroki-pirls-2016 (дата обращения: 03.06.2023).
The program "dialogue with a writer" as a tool of reading competence` forming by younger schoolchildren
Keywords: reading competence; younger schoolchildren; collection of literary works; literature; reading activity; functional literacy; reading.