Образ науки: философские аспекты формирования
Журнал «KANT» №3(48) 2023 [стр. 127-132]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.21
Ключевые слова: образ науки; научно-исследовательская деятельность учащихся; системно-деятельностный подход; инновационная среда; школьное образование; компетентностный подход.
Цель исследования – выявить основные проблемы и трудности, возникающие при формировании представлений о науке и в процессе приобщения учащихся общеобразовательной школы к научно-исследовательской деятельности. Внимание фокусируется на субъективно-личностном восприятии различных аспектов научной деятельности, на его связи с характеристиками активности учащихся, взаимодействующих с учителем-предметником. Научная новизна заключается в систематизации данных о формировании образа науки у учащихся и, соответственно, о путях преодоления возникающих трудностей. Показано, что сегодня в образовательно-воспитательном процессе формированию образа науки в целом уделяется недостаточно внимания. Между тем, интегральный образ науки оказывает большое влияние на восприятие учебного материала. Вызывает озабоченность обращение к ненаучным источникам, обусловленное предпочтением интернет-ресурсов, а также трансформацией образа науки под влиянием иных форм общественного сознания от политики до морали. В результате выявлена проблема формирования адекватного образа науки у обучающихся. Решение проблемы позволит преодолеть негативное отношение к науке со стороны части общества. Рефлексия как над феноменом образа науки в целом, так и над особенностями этого образа в современном образовательном дискурсе позволяет вывить факторы, детерминирующие воспроизводство новых поколений научного сообщества.
1. Аблеев С.Р. Моделирование сознания и искусственный интеллект. / С.Р. Аблеев // Вестник экономической безопасности. – 2015. – №3. – С. 58-64.
2. Баргилевич О.А. Иван Ильин о духовно-нравственных основах воспитания субъективности личности. / О.А. Баргилевич. – 2011. – № 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ivan-ilin-o-duhovno-nravstvennyh-osnovah-vospitaniyasubektivnosti-lichnosti (Дата обращения – 18.07.2023 г.)
3. Бэкон Ф. О мудрости древних. В 2 томах. Т. 2. / Ф. Бэкон // М.: Мысль (Философское наследие), 1978. – С. 575.
4. Ильин И.А. Сочинения в 10 томах. Т. 8. / И.А. Ильин. – М., 1996. – C. 408.
5. Кант И. Критика чистого разума. В 8 томах. Т. 4. / И. Кант // М.: Чоро, 1994. – С. 373-566.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Постановление РФ от 26.12.20117 г. №1642 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/556183093 (Дата обращения – 13.07.2023 г.)
7. Огурцов А.П. Образы образования. Западная философия. ХХ век. / А.П. Огурцов, В.В. Платонов. – СПб.: РХГИ, 2004. – С. 520.
8. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов. В 2 томах. Т 2. / С.Н. Петрова. – 2011. – № 10. URL: https:// moluch.ru/archive/33/3772/ (Дата обращения – 18.07.2023 г.)
9. Пучков Д.Б. Опровержение двух доводов в пользу полной субъективности человеческого опыта. В 13 томах. Т. 13. // Философский журнал. – 2020. – № 3. – С. 97-109.
10. Рахматуллин Р.Ю. Является ли философия наукой? / Р.Ю. Рахматуллин // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 1100-1103.
11. Розанов В.В. Сумерки просвещения. / В.В. Розанов. – М., 1990. – С. 217.
12. Розин В.М. А.П. Огурцов о гуманитарно-антропологическом повороте / В.М. Розин // Философская мысль. – 2022. – № 5. – С. 22 – 30.
13. Розов Н.С. Социологическая "отмена философии" – вызов, заслуживающий размышления и ответа // Вопросы философии. – 2008. – № 3. – С. 38-50.
14. Слинин Я.А. Кризис европейского человечества: в чем он состоит и какие средства предлагает Эдмунд Гуссерль для его преодоления // От Платона до Сартра. Поиски аподиктической истины. – СПб.: Наука, 2012. – 529 с.
The image of science: philosophical aspects formation
Keywords: image of science; research activities of students; system-activity approach; innovative environment; school education; competence approach.