Образ науки: философские аспекты формирования

Журнал «KANT» №3(48) 2023 [стр. 127-132]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.21

Авторы: Минеев Валерий Валерьевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии, экономики и права, Сасин Михаил Викторович, аспирант, Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, Красноярск

Ключевые слова: образ науки; научно-исследовательская деятельность учащихся; системно-деятельностный подход; инновационная среда; школьное образование; компетентностный подход.

Цитировать: Минеев В.В., Сасин М.В. Образ науки: философские аспекты формирования // KANT. – 2023. – №3(48). – С. 127-132. EDN: IIZXXU. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.21

Цель исследования – выявить основные проблемы и трудности, возникающие при формировании представлений о науке и в процессе приобщения учащихся общеобразовательной школы к научно-исследовательской деятельности. Внимание фокусируется на субъективно-личностном восприятии различных аспектов научной деятельности, на его связи с характеристиками активности учащихся, взаимодействующих с учителем-предметником. Научная новизна заключается в систематизации данных о формировании образа науки у учащихся и, соответственно, о путях преодоления возникающих трудностей. Показано, что сегодня в образовательно-воспитательном процессе формированию образа науки в целом уделяется недостаточно внимания. Между тем, интегральный образ науки оказывает большое влияние на восприятие учебного материала. Вызывает озабоченность обращение к ненаучным источникам, обусловленное предпочтением интернет-ресурсов, а также трансформацией образа науки под влиянием иных форм общественного сознания от политики до морали. В результате выявлена проблема формирования адекватного образа науки у обучающихся. Решение проблемы позволит преодолеть негативное отношение к науке со стороны части общества. Рефлексия как над феноменом образа науки в целом, так и над особенностями этого образа в современном образовательном дискурсе позволяет вывить факторы, детерминирующие воспроизводство новых поколений научного сообщества.

скачать

Литература:
1. Аблеев С.Р. Моделирование сознания и искусственный интеллект. / С.Р. Аблеев // Вестник экономической безопасности. – 2015. – №3. – С. 58-64.
2. Баргилевич О.А. Иван Ильин о духовно-нравственных основах воспитания субъективности личности. / О.А. Баргилевич.  – 2011. – № 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ivan-ilin-o-duhovno-nravstvennyh-osnovah-vospitaniyasubektivnosti-lichnosti (Дата обращения – 18.07.2023 г.)
3. Бэкон Ф. О мудрости древних. В  2 томах. Т. 2. / Ф. Бэкон // М.: Мысль (Философское наследие), 1978. – С. 575.
4. Ильин И.А. Сочинения в 10 томах. Т. 8. / И.А. Ильин. – М., 1996. – C. 408.
5. Кант И. Критика чистого разума. В 8 томах. Т. 4. / И. Кант // М.: Чоро, 1994. – С. 373-566.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". Постановление РФ от 26.12.20117 г. №1642 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: http://docs.cntd.ru/document/556183093 (Дата обращения – 13.07.2023 г.)
7. Огурцов А.П. Образы образования. Западная философия. ХХ век. / А.П. Огурцов, В.В. Платонов. – СПб.: РХГИ, 2004. – С. 520.
8. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов. В 2 томах. Т 2. / С.Н. Петрова. – 2011. – № 10. URL: https:// moluch.ru/archive/33/3772/ (Дата обращения – 18.07.2023 г.)
9. Пучков Д.Б. Опровержение двух доводов в пользу полной субъективности человеческого опыта. В 13 томах. Т. 13. // Философский журнал. – 2020. – № 3. – С. 97-109.
10. Рахматуллин Р.Ю. Является ли философия наукой? / Р.Ю. Рахматуллин // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 1100-1103.
11. Розанов В.В. Сумерки просвещения. / В.В. Розанов. – М., 1990. – С. 217.
12. Розин В.М. А.П. Огурцов о гуманитарно-антропологическом повороте / В.М. Розин  // Философская мысль. – 2022. – № 5. – С. 22 – 30.
13. Розов Н.С. Социологическая "отмена философии" – вызов, заслуживающий размышления и ответа // Вопросы философии. – 2008. – № 3. – С. 38-50.
14. Слинин Я.А. Кризис европейского человечества: в чем он состоит и какие средства предлагает Эдмунд Гуссерль для его преодоления // От Платона до Сартра. Поиски аподиктической истины. – СПб.: Наука, 2012. – 529 с.

The image of science: philosophical aspects formation

Authors: Mineev Valery Valerievich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Sasin Mikhail Viktorovich, Postgraduate student , Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Krasnoyarsk

Keywords: image of science; research activities of students; system-activity approach; innovative environment; school education; competence approach.

The purpose of the study is to identify the main problems and difficulties that arise in the formation of ideas about science and in the process of introducing students of a general education school to research activities. Attention is focused on the subjective-personal perception of various aspects of scientific activity, on its connection with the characteristics of the activity of students interacting with a subject teacher. Scientific novelty lies in the systematization of data on the formation of the image of science among students and, accordingly, on ways to overcome the difficulties that arise. It is shown that today, in the educational process, the formation of the image of science as a whole is given insufficient attention. Meanwhile, the integral image of science has a great influence on the perception of educational material. The appeal to non-scientific sources, due to the preference for Internet resources, as well as the transformation of the image of science under the influence of other forms of public consciousness from politics to morality, causes concern. As a result, the problem of forming an adequate image of science among students was revealed. Solving the problem will make it possible to overcome the negative attitude towards science on the part of part of society. Reflection both on the phenomenon of the image of science as a whole and on the features of this image in modern educational discourse allows us to identify the factors that determine the reproduction of new generations of the scientific community.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки