Использование клиентского опыта для принятия маркетинговых решений в здравоохранении
Журнал «KANT» №3(48) 2023 [стр. 4-9]
DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.1
Ключевые слова: здравоохранение; маркетинг; клиентоориентированность / пациентоориентированность; клиентский опыт; пользовательский опыт; клиентский сервис; отношение "врач-пациент".
В статье актуализируется использование клиентского опыта в процессе принятия маркетинговых решений в здравоохранении с целью развития клиентоориентированности медицинских организаций и повышения качества медицинской помощи населению. Цель исследования – выявить основные компоненты клиентского опыта в здравоохранении и показать их влияние на принимаемые в этой сфере маркетинговые управленческие решения. Научная новизна состоит в следующем: определены два компонента клиентского опыта в здравоохранении, а именно – пользовательский опыт и клиентский сервис, что является основой для понимания системы клиентского опыта при его практическом использовании в здравоохранении; выделены этапы алгоритма управления клиентским опытом в здравоохранении: сегментация целевой аудитории, разработка карты клиентского опыта, составление идеала клиентского опыта, управление взаимодействием с брендом, управление маркетинговыми коммуникациями, оценка клиентского опыта на основе ключевых метрик, что позволило определить совокупность маркетинговых управленческих решений, которые могут быть разработаны на основе данных о клиентском опыте.
1. Бикметов Е.Ю., Гумерова З.Ж., Рувенный И.Я. Социально-ориентированный маркетинг в управлении проектами высокотехнологичных медицинских инноваций // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2020. – № 2. – С. 303-316. DOI: 10.15593/2224-9354/2020.2.22.
2. Пискунова Е.Е., Мельникова И.Ю. Модели клиентоориентированного бизнеса // Kant. – 2018. – № 3 (28). – С. 225-232.
3. Касимова Э.Р., Рувенный И.Я. Система компонентов клиентоориентированности в здравоохранении // Фундаментальные и прикладные разработки естественных и гуманитарных наук: современные концепции, последние тенденции развития: материалы XV Всерос. научно-практич. Конф.: в 3 ч. Ч. 4. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного университета ИУБиП, 2018. – С. 271-275.
4. Holbrook M.B., Hirschman E.C. The Experiential Aspects of Consumption: Consumer Fantasies, Feelings, and Fun // Journal of Consumer Research. – 1982. – Vol. 9 (2). – P. 132-140. https://doi.org/10.1086/208906
5. Schmitt B. Experiential Marketing: How to Get Customers to Sense, Feel, Think, Act, and Relate to Your Company and Brands. – New York: Free Press, 1999. – 288 p.
6. Gentile C., Spiller N., Noci G. How to Sustain the Customer Experience: An Overview of Experience Components that Co-create Value With the Customer // European Management Journal. – 2007. – Vol. 25 (5). – P. 395-410. https://doi:10.1016/j.emj.2007.08.005
7. Калабихина И.Е., Чесноков А.А. Использование контент-анализа коммуникаций в онлайн-консультанте для улучшения клиентского опыта // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 80. – С. 154-177. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10068 URL: clck.ru/34cPiq
8. Герасименко В.В., Чесноков А.А., Романова Ю.А. Изучение клиентского опыта с использованием контент-анализа для повышения привлекательности бренда работодателя // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2021. – № 1. – С. 48-58. https://doi.org/10.36627/2074-5095-2021-1-1-48-58 URL: https://grebennikon.ru/article-84dl.html
9. Зубарева Н.Н. Пациентоориентированность и клиентский сервис в маркетинге здравоохранения как основа формирования лояльности потребителей медицинских услуг // Экономика устойчивого развития. – 2021. – № 3 (47). – С. 81-86.
10. Allred C.R., Money R.B. The Service Hand off: Effects of Multivendor Service Performance on Customer Satisfaction – an Experimental Study // Journal of Services Marketing. – 2010. – Vol. 24 (3). – P. 184-195. https://doi.org/10.1108/08876041011040596
11. Boksberger P.E., Melsen L. Perceived Value: A Critical Examination of Definitions, Concepts and Measures for The Service Industry // Journal of Services Marketing. – 2011. – Vol. 25. – No. 3. – P. 229-240. https://doi.org/10.1108/08876041111129209
12. Nurysh N., Naghavi N., Chan Yin Fah B. Study on Factors Affecting Customer Satisfaction in Mobile Telecommunication Industry in Malaysia // International Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE). – 2019. – Vol. 7. – Iss. 5S. – P. 299-306.
13. Mosahab R., Mahamad O., Rmayah T. Service Quality, Customer Satisfaction and Loyalty: A Test of Mediation // International Business Research. -2010. – Vol. 3 (4). – P. 72-80. DOI: 10.5539/ibr.v3n4p72
14. Шерешева М.Ю., Костанян А.А. Клиентоориентированность персонала в государственных организациях здравоохранения России // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. – 2015. – Вып. 4. – С. 74-114.
15. Носкова Е.В. Оценка удовлетворенности потребителей атрибутами позиционирования (на примере предприятий общественного питания) // Практический маркетинг. – 2019. – № 10 (272). – С. 21-28. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10068
16. Кузнецова Е.В., Волочай В.Л. Разработка стратегии развития предприятия фармацевтической отрасли // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности: сб. науч. тр. / под общ. ред. У.Г. Зиннурова. – Уфа: УГАТУ, 2018. – С. 150-153.
17. Бикметов Е.Ю., Кузнецова Е.В., Ларцева С.А., Рувенный И.Я. Ключевые стратегические решения в маркетинговом управлении // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 8 (171). – С. 457-459. DOI: 10.46320/2073-4506-2022-8-171-457-459.
18. Бородина М. Исследование: крупные частные клиники отстают по качеству коммуникации с пациентами [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://vademec.ru/news/2022/05/18/issledovanie-krupnye-chastnye-kliniki-otstayut-po-kachestvu-distantsionnogo-servisa/ (дата обращения: 08.06.2023).
19. Patel S. Customer Experience for Healthcare: Why It Matters? [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.revechat.com/blog/healthcare-customer-experience/ (дата обращения: 09.06.2023).
Using customer experience to make marketing decisions in health care
Keywords: healthcare; marketing; customer/patient-centeredness; customer experience; user experience; customer service; doctor-patient relationship.