Этнопсихологическая компетентность преподавателя высшей школы как ресурс повышения учебной мотивации иностранных студентов

Журнал «KANT» №1(46) 2023 [стр. 346-352]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.62

Авторы: Числов Александр Иванович, доктор юридических наук, профессор, Тюменский институт повышения квалификации МВД России, Тюмень

Ключевые слова: преподаватель высшей школы; этнопсихологическая компетентность; иностранные студенты; мотивация учебной деятельности.

Цитировать: Числов А.И. Этнопсихологическая компетентность преподавателя высшей школы как ресурс повышения учебной мотивации иностранных студентов // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 346-352. EDN: RKYXWI. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.62
В настоящее время Россия занимает шестое место в мире по количеству иностранных студентов. Экспорт российского образования содействует повышению положительного имиджа России у стран-импортёров образования, способствует росту национального дохода страны, удовлетворяет запросы на подготовку современных кадров и освоение новых технологий. Цель исследования: актуализация и развитие этнопсихологической компетентности преподавателя высшей школы как значимого ресурса повышения учебной мотивации иностранных студентов. Новизна исследования: во-первых, этнопсихологическая компетентность рассматривается как отдельный составной компонент этнокультурной компетентности преподавателя высшей школы, на ряду с этнопедагогической и поликультурной компетентностями; во-вторых, обосновывается влияние сложившихся ментальных установок иностранных студентов на особенности поведения и общения, а также учебной мотивации, что не всегда аутентично понимается представителями других культур, в том числе преподавателями высшей школы. В результате исследования сформирован ряд ключевых аспектов этнопсихологической компетентности преподавателя высшей школы, направленных на повышение учебной мотивации иностранных студентов и оптимизации образовательного процесса в целом.

скачать

Литература:
1. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования "мягкой силы" // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 8-9. - С. 9-20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20
2. Арефьев А. А. Тенденции экспорта российского образования в 2005–2015 гг. // Вестник Российской академии наук. – 2016. – Т.86. - № 10. – С. 902–908. DOI: https://doi.org/10.7868/ S0869587316100030
3. Бондаренко Д. М. Историко-культурные аспекты формирования наций в постколониальных государствах Африки // Вестник Российской академии наук. – 2022. – Т. 92. - №1. – С. 86-96. DOI: 10.31857/S0869587322010030
4. Демин А.А., Дунаева О.Н. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы и перспективы // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2018. – № 5. – С. 33 – 41.
5. Екеева Э. В. Этнокультурная компетентность педагога // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – №7. – С. 291 – 293.
6. Крылова М. Н. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. – 2013. - №3 (3). – С. 86 – 95.
7. Международные студенты. Статистика студентов по странам. Основные тенденции развития образования в современном мире. [Электр. рес.]. — URL: https://www.unipage.net/ru/student_statistics (дата обращ. 15.11.22)
8. Орсооо Т. Этнопсихологическая специфика организованности арабских и монгольских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2012. – №3. С. 113-120.
9. Рахимов Т. Р. Ключевые компетенции преподавателя в рамках организации процесса обучения иностранных студентов в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 365. – С. 149-153.
10. Рахимов Т. С. Особенности организации обучения иностранных студентов в российском вузе и направление его развития // Язык и культура. – 2010. – 34 (12). – С. 123-136.
11. Филимонова Н. Ю, Романюк Е. С. Китайские студенты в вузах России // Высшее образование в России. – 2014. – № 8-9. – С. 76-81.
12. Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. История. - 2017. - № 50. - С. 89–92. DOI: 10.17223/19988613/50/13

Ethnopsychological competence of a higher education teacher as a resource for improving the learning motivation of foreign students

Authors: Chislov Aleksandr Ivanovich, DSc of Judicial sciences, Professor, Tyumen Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumen

Keywords: high school teacher; ethnopsychological competence; foreign students; motivation of educational activity.

Currently, Russia ranks sixth in the world in terms of the number of international students. The export of Russian education contributes to the improvement of the positive image of Russia among the importing countries of education, contributes to the growth of the national income of the country, satisfies the demands for the training of modern personnel and the development of new technologies. The purpose of the study: actualization and development of the ethno-psychological competence of a lecturer as a significant resource for increasing the educational motivation of foreign students. The novelty of the research: firstly, ethnopsychological competence is considered as a separate component of the ethno-cultural competence of a higher school teacher, along with ethnopedagogic and multicultural competencies; secondly, the influence of the prevailing mental attitudes of foreign students on the peculiarities of behavior and communication, as well as educational motivation, which is not always authentically understood by representatives of other cultures, in particular including teachers of higher education.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки