Перспективы совершенствования процесса подготовки преподавателей русского языка в вузах Китая на основе современных дидактических подходов

Журнал «KANT» №1(46) 2023 [стр. 311-318]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.56

Авторы: Си Чжэньсинь, аспирант, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград

Ключевые слова: подготовка преподавателей русского языка как иностранного; система высшего образования Китая; дидактический подход; культурологический подход; личностно ориентированный подход; деятельностный подход; принцип культуросообразности.

Цитировать: Си Чжэньсинь. Перспективы совершенствования процесса подготовки преподавателей русского языка в вузах Китая на основе современных дидактических подходов// KANT. – 2023. – №1(46). – С. 311-318. EDN: LWFTT. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.56
Цель исследования - определить наиболее перспективные дидактические подходы в плане повышения качества подготовки преподавателей русского языка для вузов и колледжей Китая. В статье раскрыто понятие «дидактический подход», показано его место в структуре подготовки преподавателей русского языка как иностранного, обоснована целесообразность разработки и применения культурологического, личностно ориентированного и деятельностного подходов в качестве концептуальной основы подготовки вузовских преподавателей русского языка с учётом социокультурных особенностей и образовательных традиций Китая. Научная новизна результатов исследования заключается в выявлении возможностей современных дидактических подходов – культурологического, личностно ориентированного, деятельностного – в решении задач совершенствования процесса подготовки преподавателей русского языка как иностранного и повышения результативности данного процесса на основе учёта специфики его организации в конкретной стране. В результате проведённого исследования выявлены и охарактеризованы дидактические подходы, с применением которых связаны перспективы совершенствования процесса подготовки преподавателей русского языка в системе высшего образования современного Китая.

скачать

Литература:
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 452 с.
2. Библер В.С. Культура. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии. - 1989. - № 6. - С. 31-43.
3. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 450 с.
4. Ван Линлун. Преподавание русского языка в Китае: историко-методологический опыт становления // Pedagogical Journal. - 2018. - Vol. 8. - Is. 5A. - С. 574-582.
5. Ван Луяо. Преподавание русского языка в колледжах и университетах провинции Гуандун в рамках концепции «самостоятельного обучения» // Образование в провинции Хэйлунцзян. - 2022. - № 9. - С. 39-41 (на кит. яз.)
6. Ван Цзиньлин. Состояние и перспективы научно-исследовательской программы обучения русскому языку Чанчуньского университета в Китае // Педагогическое образование в России. - 2009. - № 4. - С. 157-161.
7. Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае // Китай: традиции и современность. - М., 1976. - С. 52-82.
8. Жан Найянь. Настоящее образование – самообразование. - Пекин, 2004. - 207 с. (на кит. яз.)
9. Закирова А.Ф. Концептуальные основания герменевтического подхода в педагогике // Евразийский Союз Ученых. - 2014. - № 5-2. - С. 119-121.
10. Иванова И.С. Изучение русского языка в Китае (из опыта работы в Хайнаньском университете) // Концепт. - 2014. - № S13. - С. 36-40.
11. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
12. Ипполитова Н.В. Взаимосвязь понятий «Методология» и «Методологический подход» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - №13(146). - С. 9-14.
13. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. - Тарту: ТГУ, 1987.
14. Лу Чуньюэ. Преподавание русского языка в контексте проекта «Один пояс – один путь»: проблемы и решения. На примере университета в провинции Цзилинь // Преподавание русского языка в Китае. - 2019. - № 4(38). - С.77-83 (на кит. яз.)
15. Лю Лиминь. Изучение русского языка в Китае: наследие и развитие // Русский язык в Китае. - 2017. - № 1. - С. 1-7 (на кит. яз.)
16. Матюшкина Т.П. Русский язык в Китае: через призму времени // Culture and Civilization. - 2014. - №1. - С. 81-89.
17. Национальный стандарт качества преподавания иностранных языков и литературы (2018). URL: https://www.sohu.com/a/227935754_507486 (дата обращения 8.01.2023) (на кит. яз.).
18. Новикова А.К. Преподавание русского языка в Китае: этнометодические и этнокультурные особенности // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». - 2011. - № 1. - С. 68-75.
19. Осмоловская И.М. Дидактика: учебное пособие. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. - 232 с.
20. Программа бакалавриата по специальности «Русский язык» (2022). URL: https://www.docin.com/p-2319743146.html (дата обращения 8.01.2023) (на кит. яз.)
21. Сериков В.В. Личностный подход в системе принципов современного педагогического мышления // Славянская педагогическая культура. - 2003. - № 2. - С. 39-45.
22. Сериков В.В., Белова С.В., Данильчук В.И., Сергеев Н.К. и др. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148 с.
23. Си Чжэньсинь. Подготовка преподавателей русского языка в вузах Китая: проблемы и решения // Инновационные научные исследования. - 2022. - № 11-2(23). - С. 75-83.
24. У Хуэйцзе. Применение мультимедийных методов обучения в процессе обучения английскому языку // Северо-восточный педагогический университет.   2009.   № 2.   С. 2-6 (на кит. яз.)
25. Хуан Тинтин. История изучения русского языка в вузах Северо-Востока Китая (1949-2018 гг.): дис. … канд. ист. наук. - Владивосток, 2022. - 194 с.
26. Чжэн Цзинчжоу. Руководство по применению дидактических подходов в обучении / Чжэн Цзинчжоу. - Шанхай: Педагогический университет Хуадуна, 2006.   296 с. (на кит. яз.)

Prospects for improving the process of training the Russian language teachers in China universities on the basis of modern didactic approaches

Authors: Xi Zhenxin, Postgraduate student, Volgograd State Social Pedagogical University, Volgograd

Keywords: teacher training in Russian as a foreign language; Chinese higher education system; didactic approach; culturological approach; personality-centered approach; activity-based approach; cultural appropriateness principle.

The purpose of the study is to determine the didactic approaches, the most promising in terms of improving the quality of training of Russian language teachers for universities and colleges in China. The article reveals the concept of "didactic approach", shows its place in the structure of the training of teachers of Russian as a foreign language, justified the expediency of the development and application of culturological, personality-oriented and activity-based approaches as the conceptual basis for the training of university teachers of Russian language taking into account the socio-cultural characteristics and educational traditions of China. Scientific novelty of the results of the study lies in the identification of modern didactic approaches   culturological, personality-oriented, activity-based - in solving problems of improving the process of training teachers of Russian as a foreign language and improve the effectiveness of this process by taking into account the specifics of its organization in a particular country. As a result of the study the didactic approaches were identified and characterized, the application of which is associated with the prospects of improving the process of training teachers of Russian language in the system of higher education in modern China.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки