Значение педагогического компонента профессионального медицинского образования в формировании профессионально- педагогической компетентности врачей на этапе обучения в ординатуре

Журнал «KANT» №1(46) 2023 [стр. 256-261]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.46

Авторы: Зинкевич Елена Романовна, доктор педагогических наук, профессор, Яцевич Наталья Анатольевна, ассистент, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова: медицинское образование; педагогический компонент; медико-педагогическая деятельность; профессионально-педагогическая компетентность.

Цитировать: Зинкевич Е.Р., Яцевич Н.А. Значение педагогического компонента профессионального медицинского образования в формировании профессионально-педагогической компетентности врачей на этапе обучения в ординатуре // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 256-261. EDN: SVLOSC. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.46
Цель исследования – изучить историю возникновения понятий "компетенция" и "компетентность" с тем, чтобы понять специфику этих феноменов и определить особенности их формирования у врачей в процессе реализации педагогического компонента профессионального медицинского образования. Педагогическая компетентность и педагогические компетенции врача в статье рассматриваются в качестве структурного элемента профессионального поведения специалиста помогающей профессии. Данный элемент может сформироваться только при условии реализации педагогического компонента, содержательно направленного на улучшение медицинской деятельности, которая в настоящее время становится медико-педагогической. В результате, теоретическое исследование позволяет понять основную мысль: педагогические компетентность и компетенции врача – это сложная система, которая в совокупности обеспечивает готовность специалистов к сотрудничеству с пациентами для решения задач профилактики болезней, сохранения и укрепления здоровья, интегрирующая в себе профессиональную мотивацию, медицинские и психолого-педагогические знания, коммуникативные способности врачей.

скачать

Литература:
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. – Вопросы образования. – 2008. – № 1. – С. 65-86.
2. Василенко А.М., Шарипова М.М., Лузина К.Э. Комплементарная медицина в современном здравоохранении. – Вестник РОСЗДРАВНАДЗОРА. – 2011. – № 2. – С. 67-72.
3. Васильева Е.Ю. и др. Педагогика в клинической практике врача: Учебное пособие. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета. – 2017. – 118 с.
4. Вацкель Е.А., Денишенко В.А. Педагогические аспекты развития рефлексии у клинических ординаторов первого года обучения. – Вопросы методики преподавания в вузе. – 2021. – Том 10. – № 38. – С. 8-14.
5. Денишенко В.А. Метод оценки педагогической подготовки врачей для психолого-педагогического сопровождения пациентов. – Клиническая геронтология. – 2016. – № 5-6. – С. 56-59.
6. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. – М.: Национальное образование, 2012. – С. 104-105.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 40 с.
8. Зинкевич Е.Р. Здоровьесберегающие технологии в обучении студентов-медиков: материалы конгресса с международным участием "Здоровые дети – будущее страны". Спецвыпуск журнала Педиатр. – 2017. – Т. 8. – С. 124-126.
9. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся. – Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – 27 с.
10. Мандриков В.Б., Артюхина А.И. Педагогические знания в структуре непрерывного медицинского образования // Здоровье и образование в XXI веке. Журнал научных статей. – 2017. – №2. – С. 61-63.
11. Национальный проект "Здравоохранение" [Электронный ресурс] // Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Режим доступа: https://roszdravnadzor.gov.ru/i/upload/images/2018/7/25/1532512237.26174-1-15781.pdf
12. Паспорт приоритетного проекта "Формирование здорового образа жизни" от 26.07.2017. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Правительства РФ. URL:http://static.government.ru/media/files/Soj3PKR09Ta9BAuW30bsAQpD2qTAI8vG.pdf
13. Петрова В.Н. Роль педагогики в процессе обучения ординаторов. – Медицинское образование и вузовская наука. – 2017. – № 1(9). – С.39-42.
14. Плотникова И.Е., Комова С.Ю. Психолого-педагогическая диагностика эффективности здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. – 2013.– №11. – С. 1478-1482.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 № 1304. [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201910100022
16. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация // Дж. Равен; пер. с англ. В.И. Белопольского. – М.: Когито-Центр. – 2002. – 395 с.
17. Термины и определения. [Электронный ресурс] ЗдравЭкспертРесурс. Технологии качества в здравоохранении. Режим доступа:  https://www.zdrav.org/index.php/terminologiya-profilacticheskoi-mediciny/68-pektiny
18. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. – Ижевск. Изд-во Удмуртский государственный университет. – 2016. – 176 с.
19. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" [Электронный ресурс] // Президент России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
20. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры). [Электронный ресурс]. ФГОС. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-31-08-19-pediatriya-uroven-podgotovki-kadrov-vysshey-kvalifikacii-1060/
21. Хомский Н. Логические основы лингвистической теории. – М. – 1962. – 112 с.
22. Храмов В.В., Толстокоров С.А., Колесова О.Г., Шпитальная В.П. Реализация учебного процесса по дисциплинам здравоцентрической парадигмальной направленности на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2011. – № 1. – Том 7. – С. 168-171.
23. Цвейг С. Врачевание и психика: Месмер, Бекер Эдди, Фрейд / перевод с немецкого В.А. Зоргенфрей. – Собрание сочинений – Т. 6. – М.: Политиздат. -1992. – 333 с.

The importance of the pedagogical component of professional medical education in the formation of professional and pedagogical competence of doctors at the stage of training in residency

Authors: Zinkevich Elena Romanovna, DSc of Pedagogical Sciences, Professor, Yatsevich Natalya Anatol'evna, Assistent, St. Petersburg State Pediatric Medical University, St. Petersburg

Keywords: medical education; pedagogical component; medical and pedagogical activity; professional and pedagogical competence.

The purpose of the study is to study the history of the emergence of the concepts of "competence" and "competence" in order to understand the specifics of these phenomena and determine the features of their formation among doctors in the process of implementing the pedagogical component of professional medical education. The pedagogical competence and pedagogical competences of a doctor are considered in the article as a structural element of the professional behavior of a specialist in a helping profession. This element can be formed only if the pedagogical component is implemented, which is meaningfully aimed at improving medical activity, which is currently becoming medical and pedagogical. As a result, a theoretical study allows us to understand the main idea: the pedagogical competence and competence of a doctor is a complex system that together ensures the readiness of specialists to cooperate with patients to solve the problems of disease prevention, preservation and promotion of health, integrating professional motivation, medical and psychological - pedagogical knowledge, communication skills of doctors.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки