Школа и будущее: два аргумента против адаптационных моделей общего образования

Журнал «KANT» №1(46) 2023 [стр. 224-230]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.40

Авторы: Тылик Артем Юрьевич, кандидат философских наук, заместитель директора, Региональный институт развития образования, Салехард ORCID: 0000-0003-3977-3505

Ключевые слова: цели общего образования; навыки XXI века; философия образования; школа будущего; прогностика в образовании; футурология в образовании.

Цитировать: Тылик А.Ю. Школа и будущее: два аргумента против адаптационных моделей общего образования // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 224-230. EDN: XZAEYM. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.40
В статье представлены два аргументы против определения цели общего образования как успешной адаптации ребенка к той социальной реальности, в которой пройдет большая часть его жизни. Ориентация на данную цель определяется авторами термином "адаптационизм" (адаптационная модель образования). В первом аргументе, отталкиваясь от работ К. Поппера, автор показывает невозможность точного знания того, какие навыки будут необходимы для успеха в будущем (критика концепции "навыков XXI века"). Во втором аргументе, посредством построения мысленного эксперимента, автор показывает, что даже преодоление первого аргумента не усиливает позицию адаптационизма, поскольку навыки, необходимые для успеха в будущем, могут отвергаться педагогическим сообществом в качестве обязательных образовательных результатов по этическим основаниям.

скачать

Литература:
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Academia, 2004.
2. Вилкова К.А., Лебедев Д.В. Адаптивное обучение в высшем образовании: за и против. – М.: НИУ ВШЭ, 2020.
3. Добрякова М.С., Фрумин И.Д., Баранникова К.А. и др. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020.
4. Поппер К. Нищета историцизма. – М.: Прогресс, 1993.
5. Талеб Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. – М.: КоЛибри; Азбука-Аттикус, 2022
6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Избранные педагогические сочинения. – М., 1974. – Т. 1.
7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова и Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. – М. : Аспект Пресс, 2004.
8. Фадель Ч, Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха. – М.: Точка, 2018.
9. Фрейра П. Педагогика угнетенных. – М.: Азбука-Аттикус, 2018.
10. Autor D. The Changing Task Composition of the US Labor Market: An Update of Autur, Levy, and Murnane. MIT., 2013.
11. Barrow R., Woods R. An Introduction to Philosophe of Education. Routledge, 2006.
12. Bialik, M., Fadel, C. Skills for the 21st Century: What should students learn? Center for Curriculum Redesign, 2015.
13. Christodoulou D. Seven Myths About Education. Routledge, 2013
14. Ennis R. H. Critical Thinking Assessment / Fasko D. Critical Thinking and Reasoning: Current Research, Theory, and Practice. Hampton Press, 2003.
15. Postman N. The End of Education: Redefining the Value of School. Knopf., 1995.
16. Rousseau, Jean-Jacques. Emile. – New York: Basic Books, 1979.

School and Future: Two arguments against adaptive models of general education

Authors: Tylik Artem Yurievich, PhD of Philosophical sciences, Deputy Director, Regional Institute for the Development of Education, Salekhard

Keywords: general educational goals; 21st century skills; educational philosophy; school of the future; forecast in education; futurology in education.

The article presents two arguments against defining general educational goals as a child's successful adaptation to the social reality in which most of its life will pass. Authors define this goal orientation as "adaptationism" (adaptive educational model). In the first argument, based on Popper's work, the author demonstrates the inability of knowing exactly what skills will be needed for success in the future (a critique of the concept of "21st century skills"). In the second argument, using a thought experiment, the author demonstrates that even passing the first argument does not strengthen the adaptive position, since the skills necessary for success in the future may be rejected by the pedagogical community as mandatory educational outcomes on ethical grounds.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки