Проблема развития современной цифровой экономики России: дефицит менеджеров с цифровыми компетенциями

Журнал «KANT» №1(46) 2023 [стр. 67-76]

DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.12

Авторы: Парфенов Арсений Андреевич, кандидат юридических наук, директор научно- исследовательского центра экспертиз и языкового тестирования, Псковский государственный университет, Псков ORCID: 0000-0003-1171-9208

Ключевые слова: цифровая экономика; цифровая трансформация; кадры; управление; подготовка; цифровизация; бакалавриат.

Цитировать: Парфенов А.А. Проблема развития современной цифровой экономики России: дефицит менеджеров с цифровыми компетенциями // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 67-76. EDN: BUBTIN. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.12
Цель исследования – провести анализ образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры вузов России по подготовке менеджеров для работы в условиях цифровой экономики, их содержания, будущих компетенций обучающихся, структуры учебного плана на основе открытых данных. Научная новизна заключается в систематизации данных о количестве, содержании и структуре современных образовательных вузовских программ по подготовке кадров для цифровой экономики и обучению менеджеров для управления будущими специалистами в цифровой сфере. В результате выявлены более 111 программ бакалавриата, специалитета и магистратуры в РФ, направленных на подготовку кадров для цифровой экономики, значительная доля из них нацелена на подготовку управленческих кадров. Аналитическая база включила материалы актуальных исследований, данные порталов по поиску работы и сайтов вузов.

скачать

Литература:
1. Lloyd B., Naisbitt J. (1994). Megatrends and Global Paradoxes // Management Decision. 32 (7), рр. 28-32.
2. Каткова М.А., Титова Ю.С. Цифровая экономика: содержание и тенденции развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2019. – №19 (3). – С. 257-264. DOI 10.18500/1994-2540-2019-19-3-257-264.
3. Аренков И.А., Бичун Ю.А. Влияние цифровой экономики на управление стейкхолдерами // Управление бизнесом в цифровой экономике: сб. тезисов выступлений 3-й Международной конференции. – СПб., 2020. – С. 297-302.
4. Мухачева А.В. Информационные технологии в менеджменте: базовый блок : учебное пособие / А.В. Мухачева, О.И. Лузгарева, Т.А. Кузнецова. – Кемерово : КемГУ, 2019. – 226 с.
5. Arenkov I., Tsenzharik M., Vetrova M. (2019). Digital technologies in supply chain management // Atlantis Highlights in Computer Sciences. Vol. 1. pp. 453-458.
6. Дранев Ю.Я., Кучин И.И., Фадеев М.А. Вклад цифровизации в рост российской экономики // Цифровая экономика: экспресс-информация. – 2018. – №8 (91). – С. 1-2.
7. Клейнер Г.Б. Интеллектуальная экономика цифрового века. Цифровой век: шаги эволюции // Экономика и математические методы. – 2020. – №56 (1). – С. 18-33. – DOI 10.31857/S042473880008562-7.
8. Баранов Д.Н. Сущность и содержание категории "Цифровая экономика" // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия. Экономика и управление. – 2018. – №2 (25). – С. 15-23.
9. Василенко Н. В., Кудрявцева К. В.  Становление экономики нового типа: взаимообусловленность ее цифровизации и сервизации // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и  перспективы: монография / под ред. А.В. Бабкина. – СПб., 2017. – 807 с.
10. Romanyuk M., Sukharnikova M., Chekmareva N. (2021). Trends of the digital economy development in Russia. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, рр. 012017. DOI: 10.1088/1755-1315/650/1/012017.
11. Анахов С.В., Аношина О.В. Национальная технологическая инициатива и стратегии образовательной политики // Новые информационные технологии в образовании и науке: материалы 10-й Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2017. – С. 14-18.
12. Анахов С.В. О роли институтов развития при формировании бизнес-структур в образовательной сфере // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2015. – С. 3-8.
13. Анахов С. В. (). Стратегии цифровой экономики и тренды научно-образовательной политики // Новые информационные технологии в образовании и науке. – 2018. – №1. – С. 94-102.
14. Зараменских Е.П. Трансформация организационных структур управления под воздействием фактора развития цифровой экономики // Научная электронная библиотека – 2018. – №4(45). – C. 107-114. DOI: 10.25683/VOLBI.2018.45.411.
15. Крайнюков С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. – 2019. – №10 (4). – С. 23-41.  DOI 10.17759/sps.2019100403.
16. Мармыш Е.С., Соболева А.А., Шатова А.В., Шутихин И.В. Управление кадрами в российской промышленности: почему сотрудники все чаще добровольно покидают компании? // Управленческие науки. – 2021. – №11 (3). – С. 71-85. DOI: 10.26794/2404-022X-2021-11-3-71-85.
17. Аймалетдинов  Т.А., Баймуратова  Л.Р., Зайцева  О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе // Аналитический центр НАФИ. – М.: НАФИ, 2019. – 84 с.
18. Паньшин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития / Б. Паньшин // Наука и инновации. – 2019. – №3 (193). – С. 48-55.
19. Kuvayeva Y. (2019). Digital economy: Concepts and Russia's readiness to transition // Journal of the  Ural State University of Economics. 20 (1).  pp. 25-40. DOI: 10.29141/2073-1019-2019-20-1-3.
20. Булавкина Л.В. Цифровая трансформация: быстрые изменения в бизнесе без неприятных последствий. // Интернет-маркетинг. – 2017. – №4. – С. 250-256.
21. Гапонова О.С., Смельцова С.В., Чилипенок Ю.Ю. Интеграция организаций высшего образования для решения задач социально-экономического развития регионов // Экономика региона. – 2020. – №16 (4). – С. 1147-1161. DOI 10.17059/ekon.reg.2020-4-10.
22. Гончаренко Л.П., Сыбачин С. А. Цифровизация национальной экономики // Вестник университета. – 2019. – №8. – С. 32-38. DOI 10.26425/1816-4277-2019-8-32-38.8.
23. Барановский А.И., Вольвач В.Г. Образование – основной ресурс социально-экономического развития регионов и формирования среднего класса // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – №10-1. – С. 10-15. DOI 10.17513/vaael.739.
24. Клячко Т.Л., Беляков С.А. Методология оценки вклада образования в социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов. – М.: Дело; РАНХиГС, 2015. – 60 с.
25.  Клячко Т.Л., Семионова Е.А. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов России // Экономика региона. – 2018. – №14(3). – С. 791-805. DOI 10.17059/2018-3-8.
26. Управление бизнесом в цифровой экономике: вызовы и решения / под ред. И.А. Аренкова, Т.А. Лезиной, М.К. Ценжарик, Е.Г. Черновой. – СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2019. – 360 с.
27.  Атлас экономической специализации регионов России / В.Л. Абашкин, Л.М. Гохберг, Я. Ю. Еферин [и др.]. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 264 с.

The problem of the development of the modern digital economy in Russia: the shortage of managers with digital competencies

Authors: Parfenov Arseniy Andreevich, PhD of Judicial sciences, Director of the Research Center for Expertise and Language Testing, Pskov State University, Pskov

Keywords: digital economy; digital transformation; personnel; control; preparation; digitalization; undergraduate

The purpose of the study is to analyze the educational programs of bachelor's, specialist's and master's programs of Russian universities for training managers to work in the digital economy, their content, future competencies of students, and the structure of the curriculum based on open data. The scientific novelty lies in the systematization of data on the number, content and structure of modern educational university programs for training personnel for the digital economy and training managers to manage future specialists in the digital sphere. As a result, more than 111 bachelor's, specialist's and master's programs were identified in the Russian Federation, aimed at training personnel for the digital economy, a significant proportion of them are aimed at training management personnel. The analytical database included materials from current research, data from job search portals and university websites.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки