Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе обучения в вузе

Журнал «KANT» №2(39) 2021 [стр. 457]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.81

Авторы: Шумейко Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Комсомольск-на-Амуре

Ключевые слова: профессиональная компетентность; профессиональные компетенции; будущий педагог; педагогическая практика; высшее профессиональное образование; ФГОС.

Цель исследования – раскрыть специфику формирования профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях образовательной среды вуза. В статье осуществляется анализ дефиниции "профессиональная компетентность" в трудах исследователей. Обоснован вывод о том, что профессиональная компетентность выступает базисной характеристикой специалиста, определяющей его способность решать профессиональные цели и задачи различного уровня сложности. Существующие образовательные стандарты высшего профессионального образования предъявляют высокие требования к качеству профессиональной подготовки будущих педагогов. Научная новизна заключается в разработке критериев оценивания сформированности профессиональной компетентности будущих педагогов и апробировании методики на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета. В результате выявлены основные проблемы, связанные с межличностным взаимодействием будущего педагога с учащимися, их родителями, другими учителями; трудности при создании программно-методического обеспечения образовательного процесса; несформированность навыков организационной работы; сложности в использовании информационно-коммуникационных технологий при проведении занятий в рамках педагогической практики и др.

скачать

Литература:
1. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя : дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. – М., 1998. – 357 с.
2. Асадуллин Р.М. Проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в образовательной практике вуза // Педагогический журнал Башкортостана. – 2005. – №1. – С.15-23.
3. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С.8-14.
4. Гладкая И.В. Становление понятия "Профессиональная компетентность" в теории профессионального образования // Человек и образование. – 2011. – №2. – С. 130-134.
5. Дзюбенко И.А. Сущность понятий "Компетентность" и "Компетенция" // АНИ: педагогика и психология. – 2013. – №1. – С.18-20.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий : учеб. пособие. – М., 2003. – 336 с.
7. Курлыгина О.Е. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №5. – С.1-4.
8. Лысак О.Г. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров профессионального обучения средствами IT-технологий на материале математических дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук 13.00.08. – Орел, 2019. – 24 с.
9. Пахтусова Н.А. Методологические основы формирования профессиональной творческой компетенции педагога профессионального обучения в условиях вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 1-7.
10.    Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 25.03.2021).
11.    Реутова В.В. Теоретические подходы к определению понятия и структуры профессиональной компетентности педагога // Мир науки. Педагогика и психология. – 2017. – №1. – C.1-6.
12.    Трофименко М.П. Профессиональная компетентность и ее место в подготовке будущих педагогов // Среднее профессиональное образование. – 2010. – №8. – С. 11-14.
13.    Чепурная Ю.В. Основные научные подходы к понятию "Профессиональная компетентность" // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. – №10. – С. 344-347.
14.    Шевелев А.Н., Ямщикова Е.Г. Профессиональная компетентность современного педагога: теоретические подходы // Общество. Коммуникация. Образование. – 2011. – №4(136). – С. 98-104.
15.    Skvortsova S. The formation of future teachers' professional competency. Science and Education a New Dimension: Pedagogy and Psychology. 2017. Vol. 51. P.60-65.
16.    Turayev B.Z.  Formation of professional competence of future professionals in computer science and information technology // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2016. Vol. 4 No. 2. P.29-35.

Formation of professional competence of future teachers in the process of studying at the university

Authors: Shumeyko Alexander Alexandrovich, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Amur Humanitarian and Pedagogical State University, Komsomolsk-on-Amur

Keywords: professional competence; professional competencies; future teacher; pedagogical practice; higher professional education; Federal State Educational Standard.

The purpose of the study is to reveal the specifics of the formation of professional competencies of future teachers in the conditions of the educational environment of the university. The article analyzes the definition of "professional competence" in the works of researchers. The conclusion is justified that professional competence is the basic characteristic of a specialist, which determines his ability to solve professional goals and tasks of various levels of complexity. The existing educational standards of higher professional education place high demands on the quality of professional training of future teachers. The scientific novelty lies in the development of criteria for assessing the formation of professional competence of future teachers and testing the methodology on the basis of the Amur Humanitarian and Pedagogical State University. As a result, the main problems associated with the interpersonal interaction of the future teacher with students, their parents, and other teachers are identified; difficulties in creating software and methodological support for the educational process; lack of organizational skills; difficulties in using information and communication technologies when conducting classes within the framework of pedagogical practice, etc.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки