Возможности дистанционного сопровождения процесса обучения школьников с особыми образовательными потребностями
Журнал «KANT» №2(39) 2021 [стр. 446]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.79
Ключевые слова: дистанционное сопровождение; особые образовательные потребности; дети с ОВЗ; дети-инвалиды; интегрированное обучение; онлайн-платформы.
Цель исследования – определить возможности дистанционного сопровождения процесса обучения школьников с особыми образовательными потребностями. В статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии для учащихся с особыми образовательными потребностями, включая ассистивные и специализированные программные средства, используемые в зависимости от физических и психоэмоциональных возможностей школьников. Представлены наиболее популярные онлайн-платформы (Skype, Zoom), посредством которых возможна реализация дистанционных занятий с "особыми" детьми как в индивидуальном, так и групповом режимах. Научная новизна заключается в комплексном подходе к исследованию возможностей дистанционного сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включающих в себя как психолого-педагогическую помощь, так и средства информационно-коммуникационных технологий в зависимости от психофизических возможностей школьников. В результате выявлены преимущества использования дистанционных образовательных технологий в отношении детей с особыми образовательными возможностями.
Литература:
1. Азанова А. Е. Виртуальная онлайн-доска как платформа создания мини-проектов в условиях дистанционного обучения // Молодой ученый. – 2020. – № 13 (303). – С. 205-207.
2. Гаманович В.Э., Радыгина В.В., Раку И.И. Информационно-коммуникационные технологии для детей с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие в 2 ч. – Ч. 1. – Минск : МГИРО, 2014. – 122 с.
3. Галкина В.М. Применение дистанционных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // International scientific review. – 2016. – №11 (21). – С. 80-81.
4. Головач А.Ф., Кохан Н.В. Модель дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на примере ГБОУ НСО "Областной центр образования" // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – №4. – С. 40-48.
5. Горшкова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии // Студенческий научный форум : материалы VIII Международной студенческой научной конференции, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016028904 (дата обращения: 18.03.2021).
6. Григорьева М.А. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство // Специальное образование. – 2009. – №4. – С.101-106.
7. Гуреева А.В, Валяева Е.Ф. Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку // Современное педагогическое образование. – 2020. – №6. – C.47-50.
8. Дети с особыми образовательными потребностями // Министерство просвещения Российской Федерации [Электроный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health (дата обращения: 23.03.2021).
9. Казакова А.Ю., Соловьева Л.К. Возможности дистанционного обучения в коррекционном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. – 2015. – №XI. – С. 145-150.
10. Кобрина Л.М., Денисова О.А. Эволюция общих и специфических закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте актуальных представлений о сопровождении // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – №4-2. – С. 288-301.
11. Михайлов С.Н. Возможности реализации образовательных технологий с помощью интерактивной виртуальной доски // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2015. – №178. – С.124-29.
12. Мукминова Ю.Н. Методические основы внедрения инклюзивных дистанционных технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // МНИЖ. – 2016. – №7-2 (49). – С. 43-46.
13. Мясникова М.С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. – Уфа : Лето, 2013. – С. 149-151.
14. Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н. М. Назаровой. 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2013. – 384 с.
15. Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сб. статей. – Ч. 2. – СПб., 1997. – С. 152-156.
16. Прохорова С.Н. Использование скайп-технологий в дистанционном обучении // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. – 2014. – №3. – С.83-86.
17. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53. ст. 7598.
1. Азанова А. Е. Виртуальная онлайн-доска как платформа создания мини-проектов в условиях дистанционного обучения // Молодой ученый. – 2020. – № 13 (303). – С. 205-207.
2. Гаманович В.Э., Радыгина В.В., Раку И.И. Информационно-коммуникационные технологии для детей с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие в 2 ч. – Ч. 1. – Минск : МГИРО, 2014. – 122 с.
3. Галкина В.М. Применение дистанционных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // International scientific review. – 2016. – №11 (21). – С. 80-81.
4. Головач А.Ф., Кохан Н.В. Модель дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на примере ГБОУ НСО "Областной центр образования" // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – №4. – С. 40-48.
5. Горшкова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии // Студенческий научный форум : материалы VIII Международной студенческой научной конференции, 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016028904 (дата обращения: 18.03.2021).
6. Григорьева М.А. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство // Специальное образование. – 2009. – №4. – С.101-106.
7. Гуреева А.В, Валяева Е.Ф. Практика применения Zoom в процессе дистанционного обучения иностранному языку // Современное педагогическое образование. – 2020. – №6. – C.47-50.
8. Дети с особыми образовательными потребностями // Министерство просвещения Российской Федерации [Электроный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health (дата обращения: 23.03.2021).
9. Казакова А.Ю., Соловьева Л.К. Возможности дистанционного обучения в коррекционном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. – 2015. – №XI. – С. 145-150.
10. Кобрина Л.М., Денисова О.А. Эволюция общих и специфических закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте актуальных представлений о сопровождении // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – №4-2. – С. 288-301.
11. Михайлов С.Н. Возможности реализации образовательных технологий с помощью интерактивной виртуальной доски // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2015. – №178. – С.124-29.
12. Мукминова Ю.Н. Методические основы внедрения инклюзивных дистанционных технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // МНИЖ. – 2016. – №7-2 (49). – С. 43-46.
13. Мясникова М.С. Инновации в образовании: дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. – Уфа : Лето, 2013. – С. 149-151.
14. Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. Н. М. Назаровой. 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2013. – 384 с.
15. Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: сб. статей. – Ч. 2. – СПб., 1997. – С. 152-156.
16. Прохорова С.Н. Использование скайп-технологий в дистанционном обучении // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. – 2014. – №3. – С.83-86.
17. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53. ст. 7598.
Opportunities for remote support of the learning process for students with special educational needs
Keywords: remote support; special educational needs; children with disabilities; children with disabilities; integrated learning; online platforms.
The purpose of the study is to determine the possibilities of remote support of the learning process of schoolchildren with special educational needs. The article deals with information and communication technologies for students with special educational needs, including assistive and specialized software tools used depending on the physical and psychoemotional capabilities of students. The most popular online platforms (Skype, Zoom) are presented, through which it is possible to implement remote classes with "special" children both in individual and group modes. The scientific novelty lies in a comprehensive approach to the study of the possibilities of remote support for children with disabilities and children with disabilities, including both psychological and pedagogical assistance and information and communication technologies, depending on the psychophysical capabilities of schoolchildren. As a result, the advantages of using remote control systems are revealed.