Этноориентированное обучение в системе методики преподавания РКИ

Журнал «KANT» №2(39) 2021 [стр. 441]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.78

Авторы: Шабаайти Илихаму, аспирант, Гао Лия, аспирант, Российский университет Дружбы народов, Москва

Ключевые слова: русский язык как иностранный (РКИ); методика преподавания; этноориентированное обучение; лингвокультурологический; национально специфичный.

Цель исследования – выявить основные характеристики и условия реализации этноориентированного подхода в преподавании русского языка как иностранного (РКИ) иностранным студентам. В статье рассмотрена сущность этноориентированного подхода к преподаванию РКИ, актуального для современной российской методики. Отмечается сложность данного подхода и необходимость соблюдения в процессе преподавания целого комплекса условий. Научная новизна исследования заключается в выявлении данных условий: учёт принципа диалога культур; психологическая, методическая и этическая готовность преподавателя к обучению иностранцев; подбор форм, методов, средств обучения и контроля с ориентацией на данный принцип; сопоставительное изучение на занятиях русского и других языков; самообразование педагога, повышение его межкультурной компетенции и т. д. Акцентируется значительная роль педагога в организации этноориентированного обучения РКИ. В результате установлено, что данный подход позволяет сделать обучение более осознанным, интересным, эффективным, этически правильным. Делается вывод о неоспоримых достоинствах и перспективном характере этноориентированного обучения РКИ.

скачать

Литература:
1. Акимова И.И. О соотношении методики и лингводидактики и необходимости национально-ориентированных грамматических описаний русского языка как иностранного // Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – № 7 (73). – С. 135-138. 2. Анопочкина Р.Х. Этноориентированный подход к обучению РКИ в многонациональной группе (предвузовский этап обучения) // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. – 2018. – № 6. – С. 1365-1370. 3. Вагнер В.Н. Национально ориентированная методика в действии // Русский язык за рубежом. – 1988. – № 1. – С. 70-75. 4. Глухова И.В., Ханафеева А.М. Лингвокультурная адаптация арабских студентов в процессе обучения русскому языку как иностранному // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 7 (441). – С. 39-47. 5. Кротова Т.А. Этноориентированная система лингвокультурной адаптации арабских учащихся в практике обучения РКИ : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2015. – 26 с. 6. Крылова М.Н. Способы поддержания интереса к содержанию учебного материала на занятиях по морфологии русского языка // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 251-263. 7. Новосёлова Е.А. Учет триады "язык – культура – этнос" на уроках РКИ в китайской аудитории // Русский язык в условиях би– и полилингвизма: сб. научн. тр.; отв. ред. З.Н. Якушкина. – Чебоксары : ЧГПУ, 2019. – С. 283-285. 8. Нурматова М.Х. К вопросу об этноориентированном образовании // European Science. – 2019. – № 6 (48). – С. 65-67. 9. Романов Ю.А., Соловьева Л.В. Этнометодика в преподавании РКИ арабским студентам // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. – 2015. – № 4. – С. 42-50. 10. Фахрутдинова М.Т., Гатауллина Л.К. Этноориентированный подход как инновационный метод в изучении русского языка как иностранного // Казанская наука. – 2016. – № 11. – С. 114-116. 11. Чуксина И.Г. Этноориентированный подход в практике обучения русскому языку иностранных студентов // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2018. – № 3. – С. 64-70.

Ethno-oriented learning in the system of methodology of teaching RFL

Authors: Shabaaiti Yilihamu, Postgraduate student, Gao liya, Postgraduate student, Peoples Friendship University of Russia, Moscow

Keywords: Russian as a foreign language (RFL); Method of teaching; ethno-oriented learning; linguocultural; nationally specific.

The purpose of the study is to identify the main characteristics and conditions for the implementation of the ethno-oriented approach in teaching Russian as a foreign language (RFL) to foreign students. The article discusses the essence of the ethno-oriented approach to teaching RFL, which is relevant for modern Russian methods. The complexity of this approach and the need to comply with a whole range of conditions in the teaching process are noted. The scientific novelty of the research lies in the identification of these conditions: taking into account the principle of the dialogue of cultures; psychological, methodological and ethical readiness of the teacher to teach foreigners; selection of forms, methods, teaching and control tools with a focus on this principle; comparative study in the classroom of Russian and other languages; self-education of the teacher, increasing his intercultural competence, etc. The significant role of the teacher in the organization of ethno-oriented teaching of Russian as a foreign language is emphasized. As a result, it was found that this approach allows you to make learning more conscious, interesting, effective, ethically correct. The conclusion is made about the indisputable advantages and promising nature of ethno-oriented teaching in RFL.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки