Особенности формирования здоровьесберегающей образовательной среды и оценка психофизиологического статуса школьников в условиях дистанционного обучения
Журнал «KANT» №2(39) 2021 [стр. 423]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.74
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда; дистанционное обучение; программное обеспечение; индивидуально-психологические особенности; психолого-педагогические трудности; психофизиологический статус; психофизиологические показатели; гомеостаз; адаптация.
Цель исследования – раскрыть особенности формирования здоровьесберегающей образовательной среды и дать оценку психофизиологического статуса школьников в условиях дистанционного обучения. В статье рассматривается специфика обучения школьников в условиях дистанционного обучения, а также описаны этапы формирования здровьесберегающей среды в образовательных учреждениях в условиях дистанционного обучения. Научная новизна заключается в анализе индивидуально-психологических особенностей обучающихся в период дистанционного обучения и описании специфики организации здоровьесберегающей среды с учетом этих особенностей. В результате выявлены особенности и динамика психофизиологического статуса школьников в период дистанционного обучения, которые позволяют эффективно организовать дистанционное обучение обучающихся без вреда для их психического и физического здоровья.
Литература:
1. Афанасьева С.А., Бурьянов С.А., Звонарев А.В. и др. Глобальные процессы и формирование глобального образования (междисциплинарное исследование) : монография / под общ.ред. С.А. Бурьянова. А.И. Кривенького. – М. : МГПУ, 2019. – Кн. 2. – С. 276.
2. Городецкая Н.И. Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса в дистанционном повышении квалификации работников образования / Н.И. Городецкая, О.С. Гладышева // Здоровье человека – 5 : материалы V Международного конгресса валеологов, Санкт-Петербург, Россия.19-21 сентября 2007. – С. 42-43.
3. Петрова Е.В. Информационная экология как "стратегия выживания" человека в цифровой среде // Журн. Вопросы философии. – 2020. – № 10. – С. 89-98.
4. Роберт И.В. Аксиологический подход к прогнозу развития образования в условиях цифровой парадигмы // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении: колл. монография / гл. ред. Н.Д. Подуфалов. – М. : Экон-Информ, 2020. – С. 47-73.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М. : АПК и ПРО, 2002. – 121 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// el.z-pdf. ru/31pedagogika/16815-1-nk-smirnovzdorovesberegayuschie-obrazovatelnie-tehnologiisovremennoy-shkole-m-apk-pro-2002-121spechataetsya-r.php
6. Фадейкина Е.А. Некоторые аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Калининградский вестник образования. – 2021. – № 1 (9) / апрель. – С. 33-40.
1. Афанасьева С.А., Бурьянов С.А., Звонарев А.В. и др. Глобальные процессы и формирование глобального образования (междисциплинарное исследование) : монография / под общ.ред. С.А. Бурьянова. А.И. Кривенького. – М. : МГПУ, 2019. – Кн. 2. – С. 276.
2. Городецкая Н.И. Здоровьесберегающие аспекты организации учебного процесса в дистанционном повышении квалификации работников образования / Н.И. Городецкая, О.С. Гладышева // Здоровье человека – 5 : материалы V Международного конгресса валеологов, Санкт-Петербург, Россия.19-21 сентября 2007. – С. 42-43.
3. Петрова Е.В. Информационная экология как "стратегия выживания" человека в цифровой среде // Журн. Вопросы философии. – 2020. – № 10. – С. 89-98.
4. Роберт И.В. Аксиологический подход к прогнозу развития образования в условиях цифровой парадигмы // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении: колл. монография / гл. ред. Н.Д. Подуфалов. – М. : Экон-Информ, 2020. – С. 47-73.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М. : АПК и ПРО, 2002. – 121 с. [Электронный ресурс]. URL: http:// el.z-pdf. ru/31pedagogika/16815-1-nk-smirnovzdorovesberegayuschie-obrazovatelnie-tehnologiisovremennoy-shkole-m-apk-pro-2002-121spechataetsya-r.php
6. Фадейкина Е.А. Некоторые аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий // Калининградский вестник образования. – 2021. – № 1 (9) / апрель. – С. 33-40.
Features of the formation of a health-saving educational environment and assessment of the psychophysiological status of schoolchildren in the context of distance learning
Keywords: health-preserving environment; distance learning; software; individual psychological characteristics; psychological and pedagogical difficulties; psychophysiological status; psychophysiological indicators; homeostasis; adaptation.
The purpose of the study is to reveal the peculiarities of the formation of health saving educational environment and to assess the psychophysiological status of schoolchildren in distance learning conditions. The article deals with the specifics of schoolchildren's studying in distance learning conditions, and also describes the stages ofhealth saving environment formation in educational institutions in conditions of distance learning. Scientific novelty is the analysis of individual-psychological characteristics of students during distance learning and the description of peculiarities of health-preserving environment organization with regard to these features. As a result, the features and dynamics of the psychophysiological status of students during distance learning are revealed, which allow effective organization of distance learning students without detrimental effect to their mental and physical health.