Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам
Журнал «KANT» №2(39) 2021 [стр. 371]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.63
Ключевые слова: правовые нормы; старшеклассник; ценностное отношение; интегративное качество личности; педагогические условия.
Цель исследования – определить совокупность педагогических условий формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые сформулированы и теоретически обоснованы педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам. В результате выявлены педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам: 1) субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося; 2) всестороннее ознакомление старшеклассников с правами и обязанностями, закреплёнными в нормах права; 3) вовлечение старшеклассников в проектно-исследовательскую деятельность правовой направленности.
Литература:
1. Абидова Н. Т. Психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у старшеклассников национальной школы / Н.Т. Абидова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – С. 106-112.
2. Алибекова З.Н. Педагогические условия формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде / З.Н. Алибекова, Э.Ю. Бачиева, З.М. Умалатова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – №5 (60). – С. 220-221.
3. Гизатова И. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности в процессе профильного обучения [Электронный ресурс] / И. А. Гизатова // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 02. – ART 13517. – 0,4 п. л. – URL: http://e-concept.ru/2013/13517.htm.
4. Евтушенко И. И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности / И. И. Евтушенко // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 4. – С. 356-361.
5. Конституция Российской Федерации: офиц. текст (с учётом поправок, внесённых федер. конст. законом Рос. Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ). // Рос. газ. – 2020. – 4 июля.
6. Мокшев Д.П. Патриотическое воспитание как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д.П. Мокшев // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых учёных: материалы XIII Международ. науч. конф. Москва-Иваново-Шуя, 25 сентября 2020 г. – Иваново: Изд-во. Иван. гос. ун-т, 2020. – С. 44-47.
7. Мокшев Д. П. Работа с нормативно-правовыми актами как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д. П. Мокшев // Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 6. – С. 346-351.
8. Мокшев Д.П. Теоретические основы процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д.П. Мокшев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 10 (153). – С. 56-60.
9. Мокшев Д. П. Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам: понятие и признаки / Д. П. Мокшев // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных : материалы XI Международ. науч. конф. / Шуйский филиал ИвГУ. – Шуя, 2018. – С. 67-69.
10. Новосёлов С. А. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе / С. А. Новосёлов, Т. В. Зверева. // Педагогическое образование. – 2009 г. – № 3. – С. 38-42.
11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Рос. газ. – 2012. – 31 декабря.
12. Проворова О.М. Педагогические условия формирования ценностей гражданского мира у старшеклассников при изучении иностранного языка / О.М. Проворова // Педагогическое образование в России. – 2012. – №6. – С. 175-179.
1. Абидова Н. Т. Психолого-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у старшеклассников национальной школы / Н.Т. Абидова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – С. 106-112.
2. Алибекова З.Н. Педагогические условия формирования у старшеклассников эмоционально-ценностного отношения к семье в этнокультурной среде / З.Н. Алибекова, Э.Ю. Бачиева, З.М. Умалатова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – №5 (60). – С. 220-221.
3. Гизатова И. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения старшеклассников к педагогической деятельности в процессе профильного обучения [Электронный ресурс] / И. А. Гизатова // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 02. – ART 13517. – 0,4 п. л. – URL: http://e-concept.ru/2013/13517.htm.
4. Евтушенко И. И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности / И. И. Евтушенко // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 4. – С. 356-361.
5. Конституция Российской Федерации: офиц. текст (с учётом поправок, внесённых федер. конст. законом Рос. Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ). // Рос. газ. – 2020. – 4 июля.
6. Мокшев Д.П. Патриотическое воспитание как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д.П. Мокшев // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых учёных: материалы XIII Международ. науч. конф. Москва-Иваново-Шуя, 25 сентября 2020 г. – Иваново: Изд-во. Иван. гос. ун-т, 2020. – С. 44-47.
7. Мокшев Д. П. Работа с нормативно-правовыми актами как средство формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д. П. Мокшев // Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 6. – С. 346-351.
8. Мокшев Д.П. Теоретические основы процесса формирования ценностного отношения старшеклассников к правовым нормам / Д.П. Мокшев // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – № 10 (153). – С. 56-60.
9. Мокшев Д. П. Ценностное отношение старшеклассников к правовым нормам: понятие и признаки / Д. П. Мокшев // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных : материалы XI Международ. науч. конф. / Шуйский филиал ИвГУ. – Шуя, 2018. – С. 67-69.
10. Новосёлов С. А. Феномен проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе / С. А. Новосёлов, Т. В. Зверева. // Педагогическое образование. – 2009 г. – № 3. – С. 38-42.
11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Рос. газ. – 2012. – 31 декабря.
12. Проворова О.М. Педагогические условия формирования ценностей гражданского мира у старшеклассников при изучении иностранного языка / О.М. Проворова // Педагогическое образование в России. – 2012. – №6. – С. 175-179.
Pedagogical conditions for the formation of the senior school pupils' value attitude to legal rules
Keywords: legal rules; senior pupil; value attitude; integrative quality of personality; pedagogical conditions.
The purpose of the study is to determine the set of pedagogical conditions for the formation of the value attitude of high school students to legal norms. The scientific novelty of the study lies in the fact that it first formulated and theoretically justified the pedagogical conditions for the formation of the value attitude of high school students to legal norms. As a result, the pedagogical conditions for the formation of the value attitude of high school students to legal norms are revealed: 1) subject-subject interaction of the teacher and the student; 2) comprehensive familiarization of high school students with the rights and obligations enshrined in the norms of law; 3) involvement of high school students in the design and research activities of the legal orientation.