Опыт реализации дистанционного обучения в региональных вузах: методический аспект
Журнал «KANT» №2(39) 2021 [стр. 363]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.62
Ключевые слова: дистанционное обучение; дистанционные учебные курсы, региональные вузы; методическая система; методы обучения; инженерное мышление бакалавров.
Целью исследования является выявление теоретико-методологических и методических основ организации дистанционного обучения в процессе подготовки инженеров, обучающихся в региональных вузах. В статье рассматриваются основные компоненты методической системы. Предложена методика использования дидактического потенциала практико-ориентированных и проблемных методов обучения. Научная новизна заключается в определении компонентов и признаков формирования инженерного мышления бакалавров в условиях дистанционного обучения. В результате выявлены педагогические условия формирования инженерного мышления бакалавров в дистанционном формате.
Литература:
1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М. : РАО, 1999, – 120 с.
2. Будущее высшей школы и России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.
3. Глухова Г.В., Громова Т.В., Сухова Л.В. Дистанционное обучение: взаимодействие преподавателей и студентов // Образование и инновации. – 2017. – № 1/2. – С. 28-30.
4. Дахин Д.В., Шилова О.И. Использование технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза при подготовке студентов профиля "Технология" // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 87-91.
5. Мальченкова О.С. Факторы повышения мотивации при асинхронной форме дистанционного обучения // Известия Великолукской ГСХА. – 2020. – № 4. – С. 53-57.
6. Матюшкина А.А. Проблема продуктивности мышления и обучение // Наука и школа. – 2018. – № 4. – С. 15-22.
7. Милованова Г.В. Самостоятельная работа студентов в условиях дистанционного образования // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 72-77.
8. Наумкин Н.И. и др. Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности // Интеграция образования. – Том 23. – 2019. – № 4. – С. 568-586.
9. Ольховая Т.А., Пояркова Е.В. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения // Высшее образование в России. – 2020. – № 8/9. – С. 142-154.
10. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. – 2005. – № 3. – С. 71-77.
11. Соловов А.В. Электронное обучение или новая парадигма? // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 104-112.
12. Цаплин А.И., Баяндин Д.В. Дистанционное обучение физике в техническом университете // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 98-103.
1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. – М. : РАО, 1999, – 120 с.
2. Будущее высшей школы и России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.
3. Глухова Г.В., Громова Т.В., Сухова Л.В. Дистанционное обучение: взаимодействие преподавателей и студентов // Образование и инновации. – 2017. – № 1/2. – С. 28-30.
4. Дахин Д.В., Шилова О.И. Использование технологий дистанционного обучения в учебном процессе вуза при подготовке студентов профиля "Технология" // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 2. – С. 87-91.
5. Мальченкова О.С. Факторы повышения мотивации при асинхронной форме дистанционного обучения // Известия Великолукской ГСХА. – 2020. – № 4. – С. 53-57.
6. Матюшкина А.А. Проблема продуктивности мышления и обучение // Наука и школа. – 2018. – № 4. – С. 15-22.
7. Милованова Г.В. Самостоятельная работа студентов в условиях дистанционного образования // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 72-77.
8. Наумкин Н.И. и др. Разработка педагогической модели многоуровневой и поэтапной подготовки студентов к инновационной инженерной деятельности // Интеграция образования. – Том 23. – 2019. – № 4. – С. 568-586.
9. Ольховая Т.А., Пояркова Е.В. Новые практики инженерного образования в условиях дистанционного обучения // Высшее образование в России. – 2020. – № 8/9. – С. 142-154.
10. Полат Е.С. К проблеме определения эффективности дистанционной формы обучения // Открытое образование. – 2005. – № 3. – С. 71-77.
11. Соловов А.В. Электронное обучение или новая парадигма? // Высшее образование в России. – 2006. – № 11. – С. 104-112.
12. Цаплин А.И., Баяндин Д.В. Дистанционное обучение физике в техническом университете // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С. 98-103.
Experience in implementing distance learning in regional universities: methodological aspect
Keywords: distance learning; distance learning courses, regional universities; methodical system; teaching methods; engineering thinking of bachelors.
The purpose of the study is to identify the theoretical, methodological and methodological foundations of the organization of distance learning in the process of training engineers studying at regional universities. The article discusses the main components of the methodological system. The technique of using the didactic potential of practice-oriented and problem-based teaching methods is proposed. Scientific novelty lies in the identification of components and signs of the formation of engineering thinking of bachelors in the context of distance learning. As a result, the pedagogical conditions for the formation of engineering thinking of bachelors in a distance format were revealed.