К вопросу о специфике исполнения-интонирования фортепианной музыки венских классиков
Журнал «KANT» №2(39) 2021 [стр. 353]
DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.61
Ключевые слова: культура фортепианного исполнения-интонирования; фортепианное творчество венских классиков: Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена; исполнение-интонирование музыкальных произведений классического стиля.
Цель исследования – выявить интонационно-стилистическую специфику исполнения-интонирования фортепианной музыки периода венского классицизма. Актуальность исследования основана на существующей потребности сохранения, изучения и преемственности традиций, а также поиске инновационных технологий освоения музыкально-педагогического репертуара классической музыки. Методология исследования базируется на результатах экспериментальной работы по теме исследования; систематизации научно-педагогических и научно-теоретических знаний в области воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования фортепианной музыки классического стиля. Научная новизна заключается в систематизации представлений о музыкальном искусстве и педагогике музыкального образования классической эпохи, специфике фортепианного исполнения-интонирования классической музыки. В результате предпринятого исследования разработана методика воспитания культуры фортепианного исполнения-интонирования фортепианных произведений композиторов венской классической школы. Сделан вывод, что воспитание культуры фортепианного исполнения-интонирования фортепианных произведений классической школы невозможно без основательного овладения знаниями в области специфики выразительных средств, применяемых композиторами классиками, интонационно-стилистических особенностей исполнения классической музыки, технологий культуры исполнения-интонирования музыки классического стиля. Полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Литература:
1. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). Хрестоматия. – Киев : Музична Украина, 1974. – 163 с.
2. Асафьев Б.В. Гармоничность мировоззрения Гайдна // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. – М. : Классика-ХХ1, 2009. – С. 18-20.
3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: кн. 1 и 2. – СПб. : Музыка, 1971. – 376 с.
4. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта: как исполнять его фортепианные сочинения. – М. : Музыка, 2011. – 464 с.
5. Бадура-Скода П. Интерпретация Гайдна. Исполнительский комментарий. // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. – М. : Классика-ХХ1, 2009. – С. 123-130
6. Баринова М. Исполнение Гайдна и Моцарта в галантном стиле. // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. – М. : Классика-ХХ1, 2009. – С. 16-18
7. Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. – Кн. I. – СПб. : БИОНТ, 2005. – 173 с.
8. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма: учебник для вузов. – М.: ЮРАЙТ, 2019. – 410 с.
9. Казальс П. Многие не понимают Гайдна – познание его глубины только начинается // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. – М. : Классика-ХХ1, 2009. – С. 20-22.
10. Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. – М. : НИЦ Московская консерватория, 2009. – Т. 1. – 536 с.
11. Кириллина JI.B. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика. – М. : МГК, 1996. – 192 с.
12. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. Методики XVI – XX веков: учеб. пособие для СПО. – М. : ЮРАЙТ, 2018. – 232 с.
13. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М. : Композитор, 1993. – 268 с.
14. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. – М. : Классика-XXI, 1999. – 232 с.
15. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. – М. : Музыка, 1984. – 302 с.
16. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие. – 4-е издание / В.Н. Холопова. – СПб. : Лань, Планета музыки, 2014. – 320 с.
1. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Руководства по игре на клавишно-струнных инструментах (от эпохи Возрождения до середины XIX века). Хрестоматия. – Киев : Музична Украина, 1974. – 163 с.
2. Асафьев Б.В. Гармоничность мировоззрения Гайдна // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. – М. : Классика-ХХ1, 2009. – С. 18-20.
3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: кн. 1 и 2. – СПб. : Музыка, 1971. – 376 с.
4. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта: как исполнять его фортепианные сочинения. – М. : Музыка, 2011. – 464 с.
5. Бадура-Скода П. Интерпретация Гайдна. Исполнительский комментарий. // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. – М. : Классика-ХХ1, 2009. – С. 123-130
6. Баринова М. Исполнение Гайдна и Моцарта в галантном стиле. // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. – М. : Классика-ХХ1, 2009. – С. 16-18
7. Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. – Кн. I. – СПб. : БИОНТ, 2005. – 173 с.
8. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма: учебник для вузов. – М.: ЮРАЙТ, 2019. – 410 с.
9. Казальс П. Многие не понимают Гайдна – познание его глубины только начинается // Как исполнять Гайдна / сост. A.M. Меркулов. – М. : Классика-ХХ1, 2009. – С. 20-22.
10. Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. – М. : НИЦ Московская консерватория, 2009. – Т. 1. – 536 с.
11. Кириллина JI.B. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: самосознание эпохи и музыкальная практика. – М. : МГК, 1996. – 192 с.
12. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. Методики XVI – XX веков: учеб. пособие для СПО. – М. : ЮРАЙТ, 2018. – 232 с.
13. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М. : Композитор, 1993. – 268 с.
14. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. – М. : Классика-XXI, 1999. – 232 с.
15. Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. – М. : Музыка, 1984. – 302 с.
16. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие. – 4-е издание / В.Н. Холопова. – СПб. : Лань, Планета музыки, 2014. – 320 с.
On the question of the specifics of the performance-intonation of the piano music of the Viennese classics
Keywords: culture of piano performance-intonation; piano creativity of Viennese classics: J. Haydn, W. A. Mozart, L. van Beethoven; performance-intonation of classical music works.
The purpose of the study is to identify the intonation and stylistic specifics of the performance-intonation of piano music of the Viennese classicism period. The relevance of the research is based on the existing need for the preservation, study and continuity of traditions, as well as the search for innovative technologies for mastering the musical and pedagogical repertoire of classical music. The research methodology is based on the results of experimental work on the research topic; systematization of scientific-pedagogical and scientific-theoretical knowledge in the field of education of piano performance culture-intonation of classical piano music. The scientific novelty lies in the systematization of ideas about the musical art and pedagogy of music education of the classical era, the specifics of piano performance-the intonation of classical music. As a result of the undertaken research, a method of educating the culture of piano performance-intonation of piano works by composers of the Vienna classical school-has been developed. It is concluded that the education of the culture of piano performance-intonation of classical piano works is impossible without a thorough knowledge of the specifics of the expressive means used by classical composers, intonation and stylistic features of classical music performance, technologies of performance culture-intonation of classical music. The results obtained can be used in the professional activity of a teacher-musician.