Взаимосвязь среды и образовательного пространства школы как условие развития личности обучающихся

Журнал «KANT» №2(39) 2021 [стр. 297]

DOI: 10.24923/2222-243X.2021-39.50

Авторы: Апанасенко Ольга Михайловна, аспирант, кафедра Педагогики и психологии, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

Ключевые слова: образовательное пространство; образовательная среда: модель; школа; образование.

Цель исследования – определить взаимосвязи между образовательной средой и образовательным пространством, и синтезировать их в общую модель. В статье описаны основные педагогические определения среды и пространства; выделен основной комплекс сред, социализирующих личность; уточнены компоненты образовательного пространства и дано авторское определение "образовательное пространство". Впервые представлена модель, сопоставляющая компоненты данных терминов, и в этом заключается научная новизна исследования. В результате выявлены общие элементы, указывающие на существующие взаимосвязи между пространством и средой. Проиллюстрировано согласование понятий. Сделан вывод о том, что специальная педагогическая организация образовательных сред позволяет сформировать образовательное пространство школы. Полученные выводы можно использовать в педагогической практике: при разработке уроков, системы воспитательной работы, внеурочной деятельности.

скачать

Литература:
1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1. О душе / ред. В.Ф. Асмус. – М. : Мысль, 1976. – 550 с. – С. 371-448.
2. Багаутдинова Э.Р. О соотношении понятий "Среда" и "Пространство" в научных педагогических исследованиях // Омский научный вестник. – 2011. – №2 (96). – С. 123-125.
3. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2009. – № 12 (16). – С. 132-140.
4. Гегель Г. Феноменология духа. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st131.shtml (дата обращения 15.01.2021).
5. Иванова С.В. Образовательное пространство в научных исследованиях и правовых документах: понятия, практика применения, сложности и риски // Ценности и смыслы. – 2014. – № 5 (33). – С. 4-17.
6. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. – 2015. – №6 (40). – С. 23-28.
7. Косолапова Л.А. Категории "пространство" и "среда": педагогический контекст // Альманах Пермского военного института войск национальной гвардии. – 2020. – №1. – 108 с. – С.28-33.
8. Кротенко Т.Ю. Возможности непрерывного образовательного пространства // Вестник Государственного университета управления. – 2020. – №7. – С. 184-187.
9. Кучер В.А. Сравнительный анализ педагогических моделей образовательной среды В. А. Ясвина и В. И. Панова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – Вып. 5. – С. 90-97.
10.    Лескова И.А. Топология образовательного пространства // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №2. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN219.pdf (Дата обращения 6.01.2021)
11.    Листвина Е.В. Образовательная среда: социокультурный аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 18. – Вып. 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-sotsiokulturnyy-aspekt/viewer (Дата обращения 6.01.2021)
12.    Локк Д. Опыт о человеческом разумении / пер. с англ. А. Н. Савина. Джон Локк. Книги 1, 2, 3: Локк Дж. Сочинения: В 3-х т. Т. 1 / под ред. И. С. Нарского. – М. : Мысль, 1985. – 623 с.
13.    Мануйлов Ю.С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2009. – Т. 15. – №5. – С. 83-84.
14.    Мануйлов Ю.С. Среда в вопросах и ответах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – С. 12-18.
15.    Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития ("школа взросления") // Вопросы психологии. – 1993. – № 1. – С. 24-32.
16.    Якушкина М.С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование. – 2013. – №2 (35). – С. 66-69.
17.    Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М. : Смысл, 2001. – 365 с.
18.    Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. – М. : Народное образование, 2019. – 448 с.

Relationship of the environment and educational space of the school as a condition for the development of the personality of students

Authors: Apanasenko Olga Mikhailovna, Postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Perm Humanitarian Pedagogical University, Perm

Keywords: educational space; educational environment; model; school; education.

Environment and space are important pedagogical concepts. The purpose of the study is to discover the relationship between the educational environment and the educational space, and synthesize them into a general model. The article describes the main pedagogical definitions of environment and space; highlighted the main complex of environments that socialize the personality; the components of the educational space have been clarified and the author's definition of "educational space" has been given. For the first time, a model is presented that compares the components of these terms and this is the scientific novelty of the research. As a result, common elements were identified that indicate the existing relationship between space and environment. The agreement of concepts is illustrated. It is concluded that the special pedagogical organization of educational environments allows to form the educational space of the school. The findings can be used in pedagogical practice: when developing lessons, a system of educational work, extracurricular activities.
{{ ELEMENTS.length }}
Наименование
Цена
Количество
Артикул : {{ item.MODEL }}
{{ item.STATUS }}
{{ item.PRICE }}
{{ item.OLD_PRICE }}
- +
Вы экономите: {{ DATA.TOTAL_DISCOUNT_SUM }}
Итого: {{ DATA.TOTAL_SUM }}
Вы можете вернуться в каталог и продожить покупки
Вернуться и продолжить покупки